Андрей Панов: школьные годы чудесные

Сегодня многим детям предстоит в первый раз пойти в новую школу. Это и первоклассники, и те, кто выбрал специализированную школу в старших классах, и просто переехавшие на новую квартиру. Я учился в четырех школах и знаю мало людей, которым удалось проучиться все 10 или 11 классов на одном месте.

Каждый раз меня охватывало волнение. Каждый раз волновались родители. Каждый раз возникали одни и те же вопросы: как сложатся отношения в классе, хорошие ли будут учителя, хорошо ли они будут учить? В старших классах, конечно, речь шла о том, поможет ли школа поступить в университет. В конечном итоге всех волнует один вопрос: хорошая ли это школа. Мне повезло, и школы, в которых я учился, были достойными. А последняя оказалось просто замечательной – это была московская математическая школа № 57.

«Очередной вехой стала организация в 1968 г. математических классов. Благодаря успехам своих учеников и выпускников школа хорошо известна в научных кругах не только нашей страны, но и многих стран мира», – написано на сайте школы. И это не преувеличение. Количество профессоров математики в лучших университетах и исследовательских центрах мира от Гарварда до МГУ, учившихся в 57-й, полагаю, переваливает за сотню. Из всех звездных математических школ только 57-й удалось наладить отношения с властью и избежать разгона (как это, например, случилось в какой-то момент со школой № 2). Несмотря на такие раздражающие факторы, как свободная атмосфера и непропорционально высокая доля учеников-евреев.

Три ключевых фактора успеха школы в то время – увлеченные и профессиональные учителя, активное участие бывших выпускников в жизни школы и честные принципы отбора в специализированные классы. К примеру, учивший меня математике Рафаил Калманович Гордин уже в постсоветское время многократно получал премии фондов Сороса и «Династия», мэра Москвы, стал заслуженным учителем России. Наш классный руководитель – учитель истории Вячеслав Роальдович Лещинер сам учился в математическом классе 57-й. А уж поступить в маткласс, потому что папа партийный босс или большой начальник в МГУ, не приходилось и мечтать.

С развалом советского строя руководству 57-й удалось спроецировать успех матклассов на младшую и среднюю школу. Грамотно распропагандировав успехи матшкольников, уехавших учиться в лучшие университеты мира, применив все те же факторы успеха, школа стала одной из самых престижных в Москве. Сейчас у нее даже два здания – для младших и старших классов. Если про выпускника университета говорят, что он работает в школе, обычно это значит, что что-то в его жизни пошло не так, карьера не задалась, с наукой не сложилось. Про тех, кто работает в 57-й, мы знаем, что у них интересная, сложная, замечательная работа, не принижающая ни их образования, ни научных степеней.

История нашей школы – долгая и трудная, иногда драматическая. Но никакого чуда в ней нет – только качественная, кропотливая работа и упорство. За время существования математических классов в школе было два директора. Значит, построить отличную школу можно, здесь не нужна вековая история.