Елена Мазнева: Тупик газового монополизма

На российско-украинском газовом фронте новые маневры. Каждый год Украина переплачивает $5–6 млрд за российский газ по 11-летнему контракту, который достался стране от правительства Юлии Тимошенко, заявил в интервью «Коммерсанту» президент Украины Виктор Янукович. Москва уже предложила Киеву компромисс – продать долю в газотранспортной системе и войти в Таможенный союз как полноправный участник. Иначе никаких скидок не будет: контракт есть – и его нужно исполнять. Но Янукович не считает это компромиссом: «Уступки с нашей стороны должны быть, если мы хотим скидки, если просим снижения цены. Но нам это не нужно, мы хотим лишь вернуться в цивилизованное русло – к рыночной европейской цене».

«Наши украинские коллеги сели в поезд под названием «Дешевый российский газ», не знают, на какой станции выйти, и не знают, что могут заехать в тупик», – ответил предправления «Газпрома» Алексей Миллер.

Понять можно обе стороны. «Газпром» благодаря Тимошенко действительно подписал супервыгодный контракт. Для Украины он, соответственно, оказался «кабальным» (как называют его местные чиновники). Цена в контракте выше, чем в среднем для европейских клиентов «Газпрома». Плюс жесткие условия по оплате газа – «бери или плати». При этом «Газпром» спокойно мог продолжать строительство газопроводов в Европу в обход Украины – принципа «качай или плати» в транзитном контракте с Киевом нет.

Собственно, первый такой газопровод как раз был запущен вчера – «Северный поток».

Правда, благодаря льготной экспортной пошлине при поставках «Газпрома» на Украину средняя цена для нее в итоге меньше, чем для Польши, Венгрии, Турции и Румынии, напоминает «Газпром» (а это до $4 млрд в год, которые теряет российский бюджет – в обмен на базу для Черноморского флота в Севастополе до 2042 г.).

Юридически «Газпром» прав: контракт есть, его подписали в добром здравии и уме (а не под дулом пистолета). Остается догадываться, почему Тимошенко согласилась на него, но это в любом случае внутренние проблемы Украины.

Вопрос только в том, как долго продавец может держать клиента в такой ситуации и сколько Украине нужно времени, чтобы, потратив миллионы долларов, снизить потребление газа (что, кстати, уже происходит) и построить на Черном море терминал по приему сжиженного газа (по плану это 2015 г.), лишив Россию одного из крупнейших рынков сбыта. Ведь неуступчивым можно быть только до тех пор, пока ты единственный продавец. Но как только у покупателя появляется альтернатива (как, например, у Италии и Германии), приходится идти на компромиссы, даже если продавец юридически прав.