Кирилл Титаев: Из одного кармана в другой

За 2010 г. налоговые органы около 70 000 раз обращались в арбитражный суд по поводу истребования неуплаченных налогов, пеней и привлечения к налоговой ответственности. Институт проблем правоприменения (ИПП) провел исследование таких обращений и обнаружил, что не менее чем в 62% случаев налоговые органы судились в арбитраже с государственными, по сути, организациями: унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, органами государственной власти и местного самоуправления. Не менее 40% всей арбитражной активности налоговых органов пришлось на долю муниципальных учреждений, другими словами, значительная часть активности налоговиков в арбитраже – это судебное преследование детских садов, школ и больниц.

При этом средняя сумма такого требования более чем в 35 раз ниже, чем средняя «цена» иска налоговиков к организации. Более половины таких кейсов связаны с истребованием сумм менее 6000 руб. (по прочим делам, инициированным налоговыми инспекциями в 2010 г., этот показатель составил 255 000 руб.). И подобная практика занимает все большее место в арбитражной работе налоговых органов: по расчетам ИПП, за период 2008–2010 гг. доля таких дел возросла (с учетом погрешности) не менее чем на 6%. То есть с каждым годом все большая часть активности налоговых органов в арбитражном суде связана с взыскиванием с бюджетных организаций микроскопических на общем фоне долгов, штрафов и пеней. В 2010 г. доля дел против муниципальных учреждений в общем числе дел, инициированных налоговой инспекцией, составила более 40%.

Можно предположить, что эти судебные процессы необходимы потому, что речь идет о каких-то особо сложных случаях или о ситуациях, в которых важно создать прецедент. Однако это не так, поскольку решения судов первой инстанции в этих случаях почти никогда не оспариваются сторонами, а в сложных или прецедентных случаях стороны, как правило, бьются до конца – до Высшего арбитражного суда. Так, среди апелляционных жалоб, поданных по делам, инициированным налоговой в арбитражном суде, доля дел, в которых принимают участие государственные ведомства и организации, составила менее 15%. Сроки же рассмотрения описываемых «дел против детских садиков» намного короче, чем для прочих налоговых дел. Так, например, в 2009 г. среднее дело против бюджетной организации рассматривалось 44 календарных дня против 77 дней в среднем. Короткие сроки рассмотрения также заставляют предположить, что такие дела скорее всего не являются ни сложными, ни важными, а, напротив, они простые и, возможно, однотипные, повторяющиеся (заявителю легко составить иск, судье не составляет проблемы определиться с решением).

Почему налоговые органы ведут себя столь странным образом? По мнению экспертов, принявших участие в исследовании, основная проблема – несвоевременность бюджетного финансирования и большие сложности с использованием заемных средств при уплате обязательных платежей. В результате бюджетные учреждения достаточно часто не успевают вовремя заплатить налоги. Задержка бюджетного финансирования или перерыв в поступлении внебюджетных средств сразу отражается на оперативности перечисления налоговых платежей в казну, что затем приводит к назначению пеней и штрафов. А для того чтобы добровольно выплатить средства по штрафным санкциям, в смете госучреждения может просто не быть средств. Что и заставляет налоговые органы не долго думая обращаться в суд.

Понятно, что существуют и другие причины такой ситуации. Во-первых, относительно невысокая (по сравнению с бизнесом) квалификация бухгалтеров бюджетных организаций (особенно небольших). Во-вторых, более длительный по сравнению с обычным банком срок прохождения платежей через органы федерального казначейства. В-третьих, большая подотчетность и меньшие полномочия директора небольшого муниципального учреждения по сравнению с руководителем частной компании, что затрудняет законное досудебное урегулирование конфликта. Наконец, многие из опрошенных сотрудников бюджетных организаций полагают, что налоговым инспекциям проще проверять государственные организации, чем гоняться за предпринимателями.

Получается, что примерно половина судебной активности налоговой инспекции связана с перекладыванием очень небольших сумм из одного бюджетного кармана в другой. При этом тратятся деньги налогоплательщиков, которые идут на зарплату юристов налоговой, работников бюджетных учреждений, сотрудников арбитражного суда (5% рассмотренных арбитражем в 2010 г. дел принадлежало к этой категории), создаются регулярные и совершенно бессмысленные проблемы для работы поликлиник и школ. И это только для того, чтобы по большому счету копейки перекочевали с одних казначейских счетов на другие. Классическая имитация бурной деятельности.