От редакции: Параллельная жизнь общества

В заголовках СМИ, новостях в интернете, колонках и блогах мы все чаще видим истории о том, как люди совершенно разного социального статуса организуются для решения конкретных проблем. Более того, мы сами получаем все больше возможностей и предложений самоорганизоваться. Защита несправедливо обвиненных, благотворительность, экология, ТСЖ, дачные поселки, автомобилисты, ветераны, инвалиды, защита памятников истории, защита своих дворов и поселков и т. п.

Развитие гражданского общества в России во многом идет по пути замещения неработающего государства (см. статью от редакции «Замена государству»). Депутат Леонид Волков и политолог Федор Крашенинников в недавней статье «Параллельная Россия» рассказывают об «облачной демократии» – проекте создания параллельной общественной среды в интернете, которая сформировала бы современные и действенные политические институты в условиях крайне архаичных и неработающих офлайновых.

В рамках этой параллельной жизни отрабатывается много полезного, невозможного в рамках старого нефтяного государства, которое превратилось в закрытую от общества крепость.

Вопрос в том, как долго эти параллели не будут пересекаться. Конечно, они и сейчас коммуницируют – гражданская деятельность связана с «преодолением государства», которое своих прямых функций не выполняет. Наверное, параллельная Россия более-менее спокойно может существовать до тех пор, пока не покусится на какие-то святые для власти вещи, например партийные списки.

Самое же любопытное, что ненефтяное государство получало бы от такой гражданской активности много пользы. Теория гражданственного капитализма (см. книгу британского историка и политолога Дэвида Грина «Возвращение в гражданское общество: социальное обеспечение без участия государства») предполагает, например, что услуги государства, оплачиваемые налогами, не обязательно должны оказываться централизованно и не обязательно самим государством. Децентрализация и делегирование функций частным структурам позволяют не только лучше учитывать потребности граждан, но и экспериментировать с разными стилями управления и избегать вреда от государственной монополии.