Антон Дрель: Памяти Василия Алексаняна
Вася всегда был человеком, живущим ради счастья и свободы другихВ апреле 2006 г. мне позвонила одна знакомая журналистка из газеты «Ведомости», которая теперь успешно трудится в инвестиционном бизнесе одного бывшего партнера Михаила Ходорковского (счастливо избежавшего репрессий), и спросила, не могу ли я дать лондонский телефон Василия Алексаняна. Она была уверена, что он уже уехал за границу. Его лондонский телефон я не смог дать, потому что в тот самый момент пил с Василием чай в подмосковном ресторане «Веранда у «Дачи» и уговаривал его уехать. А мой собеседник отказывался и говорил мне, что ради торжества правды должен остаться в своей стране.
Вася спрашивал меня о том, страшны ли угрозы Генеральной прокуратуры. За два дня до нашего разговора он стал исполнительным вице-президентом ЮКОСа и жил в ожидании ареста. Естественной реакцией любого здравомыслящего человека было дать совет: «Вася, надо валить!» Но надо было знать Васю.
Первый раз я увидел его двадцать лет назад в Московском университете, когда проводился отбор для студенческой поездки в Германию на семинар по экологическому праву Европейского сообщества, что тогда, в СССР, звучало реально смешно. Чуть позже Василий стал участником программы обмена между МГУ и школой права Колумбийского университета в Нью-Йорке. Это были первые студенческие обмены, лишенные необходимости включать отличников «партийно-хозяйственного актива», к сожалению впоследствии отмершие и прекратившиеся по понятным причинам. Это были золотые выпуски, теперь многие из нас тогдашних – руководители крупнейших юридических западных и российских фирм, известные адвокаты, начальники правовых управлений в первейших компаниях страны и даже члены российского правительства.
Потом Вася поехал в Гарвард. Чтобы оплатить обучение, он занял деньги у персонажей не самого приятного свойства. Но даже персонажи поверили, что Вася долг отдаст. Он – всегда – был человеком слова.
Алексанян вернулся из Гарвардского университета (круче этого в мире юриспруденции нет ничего, что бы вам кто ни говорил) и снова влез в долги, чтобы отдать тот свой старый студенческий долг. Он отказывался от приработков и говорил, что согласится лишь на самую высокооплачиваемую работу. Его девиз был: все или ничего! В итоге его взяли на работу в ЮКОС – компанию, которая вскоре стала лучшей в стране. Вася много работал, и ему много платили, он не стеснялся этого, как и того, что не скрывал больших налогов, которые ему надо было платить. Вася был азартен, любил выпить и являлся игроком в широком смысле слова, и жизнь сыграла с ним в эту игру. Василий был любим женщинами, как никто другой, и это очередное его превосходство вызывало зависть.
Он был верующим человеком, причем верил, как и любил, – страстно. Наизусть знал Священное Писание. Считал, что жить надо не по лжи, не врать никому, но самое важное – не врать себе, никогда не оправдывать подлость и низость. Он стремился прожить всякий день как последний, именно о нем можно было сказать: живи красиво, долго и... умри молодым.
И, главное, Вася был самым талантливым из нас, самым умным, самым красивым, самым начитанным. Он свободно говорил и читал на нескольких европейских языках. Он был прекрасным товарищем, который всегда придет на помощь, когда трудно.
Когда Васю посадили, он был поражен уровнем своих оппонентов. Его гонители, которые не стоили и ногтя Васиной руки, оказались людьми с другой планеты, из каменного века, дремучие, лживые и необразованные.
Никогда Василий не давил Ходорковского и Лебедева своим тяжелым положением, не стонал и не хныкал. Испытания свои он переносил с величайшим мужеством и достоинством.
У Василия остались родители – дядя Жора и тетя Надя – поразительно светлые люди, которые могут гордиться своим сыном, они его правильно воспитали.
У Василия остался сын Георгий, которому девять лет. И я хочу, чтобы Георгий знал, что его отец погиб не из-за гордыни или корысти, не из-за притворной религиозности, оправдывающей любую подлость и вседозволенность. Василий Алексанян – герой, который погиб за каждого из нас, чтобы мы всегда помнили имена его гонителей, которые сейчас всем хорошо известны.
Кто-то живет ради славы, кто-то ради денег, кто-то ради покоя, а Вася всегда был человеком, живущим ради счастья и свободы других. Он жил ради правды и погиб ради правды!
И еще. От людей, которым не нравится ЮКОС, зато нравится дело ЮКОСа, я нередко слышал, что, мол, бывшие сотрудники компании, оказавшиеся в заключении и жалующиеся на здоровье, – спекулянты. Желающие обмануть следствие и поскорее выскочить на свободу, где их болезни быстренько рассосутся. Вася Алексанян стал первым, кто ответил на это. Своей судьбой, жизнью и смертью.
Автор – адвокат, выпускник МГУ 1992 г.