От редакции: Украина стала третьей

Семилетний тюремный срок, отмеренный Печерским райсудом бывшему премьеру Юлии Тимошенко по «газовому делу», – видимый знак нового этапа в истории Украины, наступившего с приходом к власти Виктора Януковича. Приговор, совпавший с требованиями гособвинения, вероятно, породит украинский аналог «басманного правосудия» – правосудие «печерское» или «киреевское» (по фамилии судьи Родиона Киреева). Но дело, конечно, не в неологизмах.

Произошедшее вчера – настоящий «антимайдан». Семь лет назад именно независимый суд сыграл ключевую роль в передаче власти оранжевой коалиции. Теперь суд был властью использован так же, как используется в России и Белоруссии. Владимир Путин оценил усилия коллеги, но не удержался от иронии: «Семь лет – цифра такая... Сама по себе цифра – хорошая. Я, правда, не очень понимаю, за что ей дали эти семь лет».

В августе Тимошенко заявила: «Даже политические репрессии Янукович не умеет делать, ничего не умеет делать...» Напрасно она так говорила. Использовав суд для сведения счетов с противником, Янукович, конечно, одержал победу. Но цена победы – деградация суда как независимой ветви власти, крест на европейской интеграции и усиление политической напряженности в стране. Точка здесь, впрочем, не поставлена.

Возможно, между Януковичем и Тимошенко продолжается непубличный торг, который еще приведет к смягчению приговора. За фасадом политического спора скрывается спор об активах и интересах, так что эта история еще будет иметь продолжение. Но на поверхности посадка политического соперника. А значит, Янукович уже попал в многочисленную компанию правителей, которые, оказавшись у власти, отправляют за решетку недавних противников. Это обычная практика латиноамериканских каудильо и африканских диктаторов прошлого. Сейчас на слуху посадки соперников Александра Лукашенко на декабрьских президентских выборах в Белоруссии.

Янукович приблизил свою страну к России и Белоруссии, введя Украину в число трех «суверенных демократий» Восточной Европы. Гармонии в этом единстве, впрочем, нет никакой. Три страны напоминают группу родственников, которые постоянно пытаются друг друга надуть и без устали делят остатки дедовской роскоши и фамильное серебро.

Вчера президент Украины сказал, что приговор Тимошенко не окончательный. Если вышестоящая инстанция оставит его в силе или ограничится несущественным снижением срока, Киеву не избежать осложнений в отношениях с Западом. Евросоюз не раз выражал обеспокоенность делом Тимошенко. Вчера негативные последствия приговора для планов интеграции Украины с Евросоюзом подтвердила верховный представитель ЕС по вопросам совместной внешней политики и политики безопасности Кэтрин Эштон. Подписание договора об ассоциации между Киевом и ЕС будет отложено. Между тем сближение с Европой – один из ключевых внешнеполитических проектов Киева, который пользуется поддержкой большинства украинцев. Одновременно Киев испортил отношения с Москвой.

Дело против бывшего премьера раскололо Украину: по данным центра «Социс», его возбуждение осудили 37% опрошенных, поддержали 36%, затруднились с ответом 27%. Популярность Януковича и его сторонников снижается. По данным Центра имени Разумкова, год назад украинского президента поддерживали 60%, не поддерживали – 35%, за Партию регионов в случае досрочных выборов проголосовали бы 26,5%. Сейчас доля противников Януковича превысила число его сторонников (49% против 45%), за Партию регионов готовы проголосовать 16,5%. Поддержка Тимошенко и ее партии ниже (35 и 14%), но медленно растет. Наконец, временное удаление Тимошенко с политической арены консолидировало оппозицию и позволит ей выдвинуть нового лидера.

Впрочем, повторимся: торг еще не окончен. Если украинские власти смягчат приговор или заменят реальный срок на условный, разговор с Россией может и возобновиться. Точно в проигрыше пока только одна сторона – это институт суда.