От редакции: Самые безопасные преступления

Россия по Конституции  – демократическое государство, единственным источником власти в котором является народ. Высшим выражением власти народа являются референдумы и свободные выборы. Процедуры выборов у нас подробно регламентированы, а нарушения избирательного закона описаны, причем некоторые из них являются уголовно наказуемыми деяниями.

Между тем масштабы нарушений и уровень безнаказанности в этой сфере поразительны. Чиновники пытаются давить на избирателей, в частности на ветеранские организации, что уж совсем позорно. Кандидаты от партии власти ведут агитацию в школьных актовых залах (более подробно – см. статью на стр. 02) и требуют от директоров школ наладить поддержку «Единой России». Есть случаи распространения канцтоваров и школьных принадлежностей с партийной символикой. Анализ более 600 сигналов о нарушениях, о которых сообщили ассоциации «Голос» и которые отражены на сайте http://www.kartanarusheniy.ru, показывает, что на выборы мобилизованы работники коммунальной сферы, председатели жилищных кооперативов, сотрудники социальных служб, врачи и полицейские.

Все перечисленное покрывается статьями Кодекса об административных правонарушениях (32 статьи) и Уголовным кодексом (3 статьи). К примеру, за воспрепятствование осуществлению избирательных прав с использованием служебного положения и подкупом избирателей виновный может лишиться свободы на пять лет. Штрафы, правда, предусмотрены невысокие. Максимальный штраф для должностного лица от начальника ДЭЗа до губернатора и председателя ЦИК – 5000 руб.

Этот вид нарушений в России самый безопасный. По данным судебного департамента при Верховном суде, в 2009 г. по избирательным статьям были оправданы семь обвиняемых из 36, в 2010 г. – семь из 29. Такой процент оправданий встречается только в судах присяжных. Никто из осужденных в 2009–2010 гг. не приговорен к лишению свободы. Люди, укравшие голоса избирателей и фальсифицировавшие итоги волеизъявления на низшем уровне, получали условные сроки и штрафы. Примерно такая же картина – при рассмотрении административных дел. За нарушение правил дорожного движения водителей наказывают в 80–90% случаев, за нарушение избирательного законодательства – примерно в 60%.

Процессы о нарушениях избирательных прав – одни из самых трудоемких по сбору доказательств, а вероятность добиться удовлетворения жалобы крайне невелика. Дела о нарушении избирательных прав – тот редкий случай, когда российские судьи проявляют исключительную гуманность.

Может быть, легче оспорить действия избирательных комиссий и итоги выборов в гражданском судопроизводстве? Число исков, связанных с выборами, растет: 2200 в 2007 г., более 3000 – в 2008 г., более 3500 – в  2009–2010 гг. Однако истцам все реже удается добиться успеха. В 2008 г. победой истцов завершилось 996 дел из 3000, в  2010 г. – 869 из 3650, в первой половине 2011 г. – 471 из 1700.

Иногда суды просто отмахиваются от фактов подкупа и «каруселей», когда одни и те же люди голосуют по открепительным удостоверениям на нескольких участках.

В иных случаях суды не отрицают нарушений процедуры голосования, раздачи продуктов, незаконной агитации в день выборов и... подтверждают их итоги: дескать, допущенные нарушения настолько незначительны, что не могли повлиять на волеизъявление избирателей.

Однако теперь, когда запущена «карта нарушений», куда любой желающий может рассказать о случаях незаконной агитации, давления на избирателей и подкупа, скрывать махинации и отмахиваться от постоянно поступающих данных о нарушениях избирательного закона (только за время написания этой статьи пришло 10 новых сообщений) будет куда сложнее. Сейчас, когда согласно замерам фонда «Общественное мнение» суточная аудитория интернет-пользователей приближается к 40 млн человек, ее постоянное информирование о регулярном использовании административного и иного ресурса может заставить пойти на выборы даже тех, кто в последние годы «голосовал ногами». Наконец, можно предположить, что отказавшиеся от абсентеизма проголосуют не так, как им предлагают в телеэфире и на улице.