Юлия Таратута: Техническое поражение

«Я впервые не пойду на выборы» Анатолий Чубайс, председатель правления ОАО «Роснано»

Чубайсу нечего делать на этих выборах – строчка «Правое дело» записана в бюллетень постыдно симпатическими чернилами. Свои выборы Чубайс давно проиграл.

У сторонников активного протеста другие аргументы. Поход на избирательный участок для них – флэшмоб, мероприятие в «Фейсбуке», внеочередная Триумфальная площадь, свист на стадионе, наконец. Свистеть, считает электорат графы «против всех», можно соловьем – испортив бюллетень, а можно свиристелем – отдав свой голос за любую партию, кроме «Единой России». Не важно, какой счет будет вывешен на турнирном табло, главное – победитель договорного матча оглохнет от пронзительного свиста.

Но, кажется, это и есть умело заретушированный толчок к компромиссу. Это видимость, что протестующие пойдут голосовать зажмурившись. На самом деле они, конечно, подсмотрят в бюллетени, для этого их пилюлю заботливо подсластили. Голос лидера «Яблока» звучит для кого-то как колыбельная из детства, а овощи действительно надоели. «Справедливая Россия», едва пережив угрозу ампутации, дерзит, когда в зал входит лидер нации, и ей аплодируют за усидчивость. Многие просто считают, что эффективнее ставить на фаворита – к тому же и коммунистическое знамя уже не такое алое.

За то и боролись. Почти год назад кремлевский чиновник Владислав Сурков признался, что с конституционным большинством у «Единой России» будут трудности, надо искать коалиционный костыль. И нашел его в лице Михаила Прохорова, чья короткая политическая биография доказала: реальной оппозицией созданная Кремлем партия может стать лишь на собственных похоронах.

Протестный голос, отданный оппонентам «Единой России», в этом смысле добавляет партии столько же, сколько бюллетень избирателя, оставшегося дома. Избиратель графы «против всех» не думает ведь всерьез, что будущая Дума, сдобренная системной оппозицией, идеологически не равна «Единой России»? Что оппозиция, получив протестную поддержку, отпрянет от партии Путина, как от инфекционного больного? Что народный фронт Путина – совсем не то, что его же партия. Что Медведев и Путин пишутся раздельно?

Чубайс останется дома. Останутся и те, кто считает, что техническое поражение засчитано самому институту российских выборов. Что парализованную ладонь невозможно свернуть в кукиш. И бороться на этом этапе стоит за пока еще живые органы.