Максим Гликин: 51 депутат

Из Госдумы за четыре года незаметно для избирателей вышла целая фракция. Пятьдесят один народный избранник, т. е. каждый девятый, предпочел работе на Охотном Ряду иное место службы. Это одно из главных достижений, своего рода рекорд Думы уходящего созыва. К этому рекорду она шла постепенно: прежде за депутатское кресло держались почти как за министерское. В прошлых созывах если и уходили, то пять, десять, пятнадцать человек. И только в этом созыве буквально побежали. Особенно массово и активно – в нынешнем году, когда скорость бегства достигла 30 человек в год.

Председатель Госдумы Борис Грызлов заявлял совсем о другом рекорде. Так много законов, как за эти четыре года, парламент еще не принимал, обрадовал публику автор крылатого выражения «Дума – не место для дискуссий». Эти два достижения, официальное и неявное, связаны между собой, одно вытекает из другого. Скорость принятия законов растет прямо пропорционально скорости бегства из парламента. Темп штамповки стал таким, что не осталось не то что места – времени для дискуссий. Некоторые же из депутатов все еще не отучились высказывать мнение и вообще работать. И вот это активное меньшинство находит иное применение своим силам.

Несколько человек пошли на явное повышение – стали губернаторами. Один – Вячеслав Володин – стал членом правительства. Довольно много депутатов переквалифицировались в замминистра. Кто-то перешел в ЦИК, кто-то – в Счетную палату. Это уже не повышение – по крайней мере в традиционной иерархической лестнице, – но хотя бы перемещение по горизонтали.

Однако большая часть выбрала работу, которая до последнего времени считалась бы явным понижением. Люди ушли в региональные правительства – иногда на второстепенные должности, в Совет Федерации, который решает еще на порядок меньше, чем Дума, в региональные парламенты: т. е. просто на уровень ниже. И что совсем удивительно, в загадочный орган под названием Общественная палата, где даже денег не платят. Кто-то просто вернулся в бизнес – это понятнее, но остается вопрос: зачем уходил в депутаты, тратил время и деньги.

Перестав быть местом, где работают и дискутируют, Дума стала своего рода транзитной зоной: дожидаясь лучших кабинетов, деловые люди временно поселяются на Охотном Ряду. Их резоны в целом ясны. Все яснее они становятся и тем, кого призывают в воскресенье сходить на участки. Явку такие соображения точно не повысят. Но она, похоже, и не нужна тем, кто указал Думе на ее истинное место в разделении властей.