Максим Гликин: Медведев не признает ошибок

«Единая Россия» получила ровно то, что она имеет <...> в этом смысле это честные, справедливые, демократичные выборы». Дмитрий Медведев, президент России

Президент Медведев недаром преемник и партнер Владимира Путина. У тандема не бывает плохих новостей, тем более ошибок. Если случается финансовый кризис, то о нем говорят лишь в том духе, что уже заработали меры по его преодолению. Если поддержка партии власти уменьшилась на четверть, то говорят: заработали меры по демократизации системы. А если бы «Единая Россия» вновь получила 64%, это тоже стало бы хорошей новостью: россияне подтвердили верность нашего курса, сказал бы тандем. Но россияне не подтвердили. Многие шли на выборы как на вотум доверия власти. К этому, собственно, приучили сами власти. Еще в 2007 г. они призывали прийти на выборы Госдумы и проголосовать за список Владимира Путина и его план, чтобы Путин остался на вершине своей пирамиды. В ноябре этого года на съезде по выдвижению Путина в президенты вновь призвали проголосовать за его партию, чтобы сказать ему «да». И люди вняли призывам: многие шли на участки только для того, чтобы сказать ему «нет».

Медведев не зря вчера заговорил о восстановлении графы «против всех». В воскресенье кандидат «против всех» мог бы опередить эсеров, а то и коммунистов. Во всяком случае, отнять голоса у оппозиции – дабы передать их партии-победителю. Глядишь, и восстановила бы конституционное большинство. Заговорил Медведев и об увольнении губернаторов, которые «не дали» партии хороший результат.

Медведев, который не меньше иных либералов говорил о проблемах самой системы (чья «тупость», по его же словам, «достала»), перестав быть кандидатом и оказавшись в роли будущего подчиненного Путина, больше не готов признавать системные ошибки и ищет виновных вовне. Будто не понимая, что страна проголосовала именно против такого подхода: против нежелания говорить с ней на равных и отказа называть белое белым, а черное черным.

Системе говорят «нет»: теперь это математический факт. И только в этом смысле выборы были справедливыми. Но, судя по масштабу нарушений и по реакции Медведева, вряд ли такой исход можно отнести к его заслугам и успехам.