Мария Эйсмонт: Люди вместо государства

Вряд ли кому-то могло прийти в голову, что группа жителей краснодарской станицы Гривенской, что-то горячо обсуждавших на берегу местного канала, не прогуливаются, а расследуют убийство.

Младшего сына Анны Магомедовой, 21-летнего Руслана, сбила машина, но вместо того, чтобы отвезти еще живого молодого человека в больницу, его утопили, чтобы скрыть улики. Анна знает, что на месте происшествия был местный участковый, который приходится водителю машины родственником. В заведении уголовного дела по факту убийства сына женщине уже несколько раз отказали, а свидетелей мать убитого опрашивала сама, так как следователи их показаниями не интересовались. Вместе с мужем и старшим сыном Анна обошла почти все дома в станице и исследовала все берега местных водоемов, в одном из которых ее сына предположительно утопили. Вот только правоохранительные органы ее выводами явно не интересуются.

Сына ее приятельницы Марии Лавриновой Александра под угрозой пыток заставили сознаться в убийстве женщины, торговавшей самогоном, которого тот, по мнению большинства жителей станицы, не мог совершить. До этого, как выяснили Анна и Мария, полицейские в течение нескольких дней пытали других станичников – в том числе Сашиного отца и бывшего мужа Марии, – но те даже под угрозой смерти отказались взять на себя вину. Сознался только сын Марии – он с детства, говорит она, был слабохарактерным. Теперь ему грозит длительный тюремный срок, разве что его матери и ее добровольным помощникам удастся найти настоящего убийцу.

«Я могу провести следствие, могу все выяснить, могу найти убийцу, но я совершенно не знаю законов!» – говорит Анна Магомедова собравшимся за столом товарищам по несчастью. Писать бесконечные жалобы и заявления в прокуратуру ей тяжело.

«Выучишь, Аня!» – успокаивает ее предприниматель из Краснодара Галина Коновалова. Сама она уже давно не расстается с Уголовным и Административным кодексами, многие статьи которых знает наизусть. Галина добилась освобождения незаконно арестованного мужа, а теперь пытается вернуть отнятый рейдерами семейный бизнес. «Посмотри на нас: мы же выучили. И ты выучишь. – И, помолчав, тихо вздыхает: – Боже, до чего мы дошли! Люди сами проводят расследования!»

Сейчас на волне народных протестов и забрезжившей надежды на смену власти в обозримом будущем все настойчивей звучат призывы к полному демонтажу неэффективной, коррумпированной и во многом преступной правоохранительной системы. Но вместе с тем многие опасаются, что уволенных (или посаженных) следователей, судей и прокуроров будет некем заменить.

Опасения понятные, но, на мой взгляд, во многом беспочвенные.

Государства как гаранта прав и свобод человека и гражданина в России уже давно нет. Многие его функции все чаще – и все успешнее – берут на себя сами граждане. И, может быть, будет только лучше, если такие, как Анна и Мария из станицы Гривенской, займут место местных следователей и прокуроров – по крайней мере они не будут пытать задержанных, выбивая из них показания. А законы не только выучат, но и будут уважать.