Дмитрий Симаков: «Итера» перестала быть разборчивой невестой

Вчера «Итера» договорилась о создании стратегического партнерства с «Роснефтью». Сделка безденежная –2 в СП войдут газовые активы обеих компаний. Правда, самые крупные газовые активы «Роснефть» пока оставляет при себе. Возможно, на этом мытарства «Итеры» закончатся и она перестанет быть вечной невестой.

Есть притча о красивой, но очень высокомерной девушке. К ней сватались принцы и короли, но она всем отказывала, считая их недостойными себя. Шли годы, красавица старела, и замуж ее уже звали купцы, но за купца выходить ей не хотелось, ведь до этого за нее сватались короли. Время шло, невеста совсем состарилась, красота ее поблекла, и к воротам ее дома женихи больше не приходили. Поэтому, когда за нее посватался одноногий сосед, она с радостью вышла за него замуж.

Каждый раз, когда появляются новости об очередных переговорах «Итеры» с потенциальным покупателем, вспоминается эта сказка.

В конце 1990-х гг., когда «Газпромом» руководил Рем Вяхирев, «Итера» была вторым по величине производителем газа, да еще и крупным газовым трейдером, поставляя среднеазиатский газ на Украину и в другие страны СНГ. После того как в 2001 г. Вяхирева отправили в отставку, его сменщик Алексей Миллер предложил Игорю Макарову продать «Газпрому» контрольный пакет «Итеры», обещая взамен сотрудничество. Макаров отказался, считая, что, кроме «Итеры», все равно никто не сможет договориться с Туркменией о газе для Украины. Это было ошибкой: в течение нескольких лет «Газпром» отнял у «Итеры» основные добывающие активы и рынок СНГ.

Даже несмотря на это, в первое время на компанию было много претендентов: в 2001 г. «Итера» пыталась создать СП с группой Григория Березкина ЕСН, затем (в 2002 г.) – с «Новатэком». Оба СП не сложились. Планировалось и IPO, но тоже не состоялось. В 2006 г. «Итера» продала часть акций индийской группе Sun, но через несколько лет сделка была развернута назад. Летом прошлого года 50% «Итеры» собиралась купить ТНК-ВР, но покупка так и не состоялась. «Не сошлись в цене», – объясняли тогда менеджеры: нефтяная компания оценила 50% «Итеры» примерно в $2 млрд, но той показалось мало.