От редакции: Шанс есть всегда

Сразу после выборов аналитики «Тройки диалог» предрекали рост привлекательности российских активов: «Завершение выборного процесса в стране позволяет надеяться на начало нового этапа в процессе проводимых правительством реформ – этапа более активных и более прагматичных действий». Напротив, Альфа-банк писал, что победа Путина и вероятное назначение на премьерский пост Дмитрия Медведева автоматически снижают вероятность экономических реформ в ближайшей перспективе и означают сохранение нынешних бизнес-правил как для российского, так и для западного капитала. Еще раньше, в начале февраля, главный экономист по России и СНГ «Ренессанс капитала» Иван Чакаров прогнозировал серьезные реформы со стороны Путина, который способен меняться и достаточно умен, чтобы понимать, «что выживание его как политика зависит от реализации реформ». А аналитики Citi предполагали, что реформы после выборов неизбежны, но, скорее всего, будут косметическими и российские бумаги будут торговаться в 2012 г. с премией за политический риск.

В очередном обзоре развивающихся рынков аналитики Credit Suisse посвящают России главу под названием «Новый шанс для реформ после выборов». Они пишут, что уверенная победа Владимира Путина в первом туре президентских выборов сняла политическую неопределенность, но инвесторы будут ждать реальных реформ от его третьего срока.

Шанс России на реформы – это, безусловно, отдельный жанр аналитики. Надо отметить, что прогнозирование российских реформ участилось после кризиса 2008 г. Cтарение инфраструктуры и деградация институтов были очевидны любому наблюдателю, а риторика президента Медведева заставляла верить в то, что президент видит то же, что и все. Но реформы не стали неизбежными. То ли высокие цены на нефть, то ли другие причины привели к тому, что Медведев войдет в историю «риторическим» президентом.

Статистика реформ, вернее, ее фактическое отсутствие за путинско-медведевские годы позволяет утверждать, что попытки понять, что именно мешает модернизации государства, бессмысленны. Шанс на реформы зависит от политической воли. Реформы обычно проводят новые люди у власти (это верно и для российской истории), а у нас новых людей у власти не было 12 лет.