Алексей Макаркин: Миф о спокойной провинции

В последнее время получил распространение миф о спокойной провинции, противостоящей бурлящей Москве. Действительно, в регионах на улицы выходит немного людей – однако дело не столько в будничной размеренности провинциальной жизни, сколько в том, что в малом или даже среднем городе каждый человек на виду. И для того, чтобы выйти на площадь, не побоявшись вполне вероятных санкций со стороны работодателей, нужно куда больше смелости, чем для участия в многотысячном столичном митинге.

Но в провинции люди находят другие способы выразить свой гражданский протест – и добиваться реальных результатов. Например, в небольшом городе Лермонтове (22 000 жителей) кандидаты в депутаты – сторонники бывшего мэра Александра Дунаева, не допущенные к муниципальным выборам, устроили голодовку, прогремевшую на всю страну. Результат – выборы перенесены, а краевая прокуратура поставила вопрос об увольнении главы местного избиркома.

Город Черноголовка (21 000 жителей) в советское время был известен как научный центр, сейчас в большей степени – как место расположения водочного завода. Перед нынешними выборами ученые объединились и выдвинули собственного кандидата – члена-корреспондента РАН Владимира Разумова, возглавляющего академический научный центр, который и одержал убедительную победу. Местный избирком по формальному предлогу решил было результаты выборов отменить, но избиратели устроили митинг, и Разумову позволили стать мэром.

В городе Тольятти (719 000 жителей) мэром в минувшее воскресенье выбрали Сергея Андреева, лидера общественного движения «Декабрь», оппозиционного городским властям и в 2009 г. занявшего второе место на выборах в гордуму. Сейчас Андреев во втором туре убедительно победил кандидата, поддержанного единороссами. В 2008 г. он уже баллотировался на пост мэра, но был снят с дистанции, избирался городским и губернским депутатом, год был министром лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Избранию Андреева на пост мэра не помешала его принадлежность к евангельским христианам – одному из направлений в протестантизме.

В городе Ярославле (591 000 жителей) в первом туре Евгений Урлашов, поддержанный коммунистами, эсерами и яблочниками, опередил кандидата от власти. Урлашов дважды избирался муниципальным депутатом, в 2008 г. вступил в «Единую Россию», а в сентябре прошлого года вышел из нее, объясняя это тем, что от депутатов ЕР требуется только «правильно» голосовать. Кандидат активно использует социальные сети – у него, кроме неплохого интернет-сайта, есть блог в ЖЖ, аккаунт в «Твиттере», страницы в Facebook и «В контакте». 1 апреля в Ярославле предстоит второй тур выборов, в преддверии которого соперник Урлашова срочно назначен исполнять обязанности мэра – это отчаянная попытка перехватить инициативу.

Что общего у всех этих случаев? Провинция признает важность выборов – она хочет выбирать политиков, а не соглашаться с предложенными сверху кандидатурами. Если права людей нарушаются, они готовы отстаивать их вплоть до митингов и голодовок. При этом кандидатами, добивающимися успеха, являются не маргиналы, а люди с опытом муниципальной или иной ответственной деятельности, но находящиеся на «элитной периферии». Если бы не рост общественного недовольства (не только в Москве, но и в провинции), наверное, власть нашла бы возможность не допустить их к выборам (как попытались в Лермонтове), снять их с дистанции (как Андреева в 2008 г.) или опротестовать результаты выборов (как почти получилось в Черноголовке). Сейчас же на такие шаги идти опасно – поэтому у кандидатов, противостоящих партии власти, появилось окно возможностей.

Вопрос в том, смогут ли они им адекватно воспользоваться; здесь серьезную роль будет играть партийное строительство. Если региональные активисты не будут опираться на поддержку сильных федеральных партий, их просто рано или поздно сомнут. Поэтому одной из задач ныне существующих и вновь создаваемых партий является привлечение в свои ряды сильных региональных фигур. В то же время и регионалы в условиях политической плюрализации получают возможность выбора. И это, в свою очередь, будет стимулировать селекцию партий на перспективные и не очень.

Интерес регионалов к партиям уже существует. Показательно, что новый мэр Тольятти в прошлом году по просьбе Михаила Прохорова стал лидером самарского «Правого дела», отказавшись ради партийной работы от поста регионального министра. После смещения Прохорова с поста лидера Андреев покинул ряды правых, вполне разумно не желая оставаться в составе партии-симулякра. Теперь вновь создающаяся партия Прохорова (использующая его мощную раскрутку на президентских выборах), как и воссоздающиеся республиканцы Владимира Рыжкова, а также «Справедливая Россия» в случае ее коренной реорганизации могут стать наиболее привлекательными структурами для амбициозных региональных политиков, апеллирующих к обществу и успешно использующих протестные настроения российской глубинки.