От редакции: Армия Медведева

Россия создала (или почти создала) боеспособную армию, оснащенную современной боевой техникой, которую обслуживают настоящие профессионалы военного дела. Так считает президент и верховный главнокомандующий Дмитрий Медведев. Вчера на коллегии Минобороны (подробнее см. статью на стр. 02) он заявил, что реформа Вооруженных сил «почти завершена». «В результате проведенных преобразований мы имеем новые Вооруженные силы <...> Большинство частей и соединений готовы приступить к выполнению боевых задач в кратчайшие сроки», – уверен президент. Хотелось бы понять, какими критериями руководствовался Медведев, высоко оценивая нынешнюю российскую армию и прошедшие в ней изменения.

Более или менее завершен переход к новой структуре Вооруженных сил. Он привел к сокращению управленческих структур, уменьшению числа штабов и оптимизации численности армии. Численность российской армии в 2007–2011 гг. сократилась с 1,1 млн человек до 1 млн при населении в 142 млн человек. Во Франции (население – 62 млн человек) в армии служат 320 000 человек, в 2008 г. принята программа ее сокращения к 2015 г. до 225  000 человек. Важно, конечно, не просто снижение количества военнослужащих, а повышение качества армии. В нашем случае оптимизация включает увольнения квалифицированных офицеров, при том что за 2009–2010 гг. число контрактников сократилось, а призывников, наоборот, стало больше.

Масштабное перевооружение, о котором вчера говорили Медведев и Сердюков, только запланировано: на эти цели выделено 23 трлн руб. до 2020 г. При этом отношения между Минобороны и отечественным ВПК крайне напряженные. Судя по публичной информации, единого мнения о том, какая техника будет основой будущей армии, не существует. Эксперты лаборатории военной экономики Института Гайдара полагают, что Медведев, говоря о появлении новых Вооруженных сил, значительно приукрасил действительность. Впрочем, о реформе мы знаем крайне мало из-за сохраненного новым руководством Минобороны режима секретности. Скрытая от общества и самих военных подготовка реформы привела к недовольству среди офицеров и контрактников. Неподконтрольной обществу остается и большая часть военного бюджета, что облегчает расхищение растущих ассигнований на оборону.

Военная реформа затрагивает не только армию и воинские формирования других ведомств. Это комплекс преобразований, который должен изменить принципы комплектования армии и силовых структур, их организацию, порядок и механизмы взаимодействия армии с государством и гражданским обществом. Как правило, военная реформа также сопровождается быстрым обновлением парка боевой техники. Ее итогом должны стать повышение боеспособности армии и соответствие военной организации государства современным и потенциальным вызовам безопасности страны и ее граждан.

У нас главной до сих пор остается проблема мотивации внутри военной системы. Прежние реформы подрывались коррупционностью части военного руководства. Программа перевода частей постоянной готовности на контракт 2004–2007 гг. ценой в 84 млрд руб. была провалена. Военные эксперты Эдуард Воробьев и Виталий Цимбал уверены, что военные намеренно сохраняли главную проблему при переходе на контракт – низкую привлекательность военной службы. «Коррупционеры заинтересованы в сохранении принудительного призыва и в том, чтобы сохранить страх перед таким призывом у граждан» («Вестник Европы», 2011. Тт. ХХХI–XXXII, с. 80–81).

С переходом на профессиональную армию до сих пор нет ясности. В мае 2010 г. генералы напугали страну планами расширения призыва и повышения призывного возраста, но через полгода, в декабре 2010 г., начальник Генштаба Николай Макаров объявил: «Мы нацелены, чтобы армия была контрактной», не указав, впрочем, сроков перехода. Пока из-за сохранения обязательной службы Россия ежегодно теряет от 0,5 до 1,5% ВВП. Экономисты называют эти потери «призывной налог». А есть еще материальные и моральные потери, вызванные регулярным отловом рекрутов.