Андрей Колесников: Звонкая монетизация

Немонетизированные льготы чиновникам и населению – основа советской системы. Мало того что в экономике дефицита и в политике ограниченного доступа это был единственный способ регулировать распределение – конвертация денег в заказы, приписку к поликлиникам, строго ранжированное предоставление автотранспорта, путевки в санатории стала методом четкой сословной идентификации. В стране равенства в нищете немонетизированные льготы разной ресурсной обеспеченности создавали серьезные карьерные стимулы, да еще в обмен требовали верности системе.

Одно дело – продуктовый заказ в каком-нибудь Доме быта завода «Красная синька», и совсем другое – предметы, завернутые в светло-коричневую бумагу, которые чиновники высшего разряда получали за талоны в распределителях на задах Театра эстрады, на улице Грановского или в столовой старых большевиков в нынешнем Златоустинском переулке.

Рыночная экономика обессмыслила все эти радости жизни, включая колбасу системы «собачья радость», но немонетизированные чиновничьи льготы остались. При этом в системе управления делами президента произошла коммерциализация совка – например, специфические, на любителя, услуги номенклатурных загородных домов отдыха и дачных поселков можно купить за деньги, причем по сильно завышенным ценам.

Теперь все чаще от чиновников разного уровня мы слышим, что давно пора монетизировать льготы государственной номенклатуре. Последний раз об этом говорил, например, Аркадий Дворкович. Прекрасная – одновременно популистская и рациональная – идея. Но если разложить тему на детали, можно обнаружить массу нюансов.

Во-первых, есть сомнения в том, что кто-то сможет администрировать этот процесс. Гораздо более простую вещь – снижение числа мигалок – реализовать толком не могут годами.

Во-вторых, поверить в то, что наши вожди и приближенные к ним чиновники категории А откажутся от немонетизированных резиденций, квартир и проч. в принципе невозможно. Скорее небеса упадут на землю, чем изменятся этика и политическая культура отечественного высшего руководства.

В-третьих, есть существенная часть чиновников, для которых рабочие места, зачастую приобретенные ими за немалые деньги, – это бизнес. Их доходы (или доходы членов семей) таковы, что никакие льготы им и даром не нужны. А вот кому немонетизированные льготы по-настоящему нужны – это низшие слои чиновничества, соль аппаратов государственных органов. Эти люди в обтюрханных пиджаках и засаленных галстуках, как правило, весьма квалифицированные специалисты, получают зарплату на уровне нынешних уборщиц или разнорабочих. Взятки они не берут – хотя бы потому, что не за что. И даже если их «льготы» монетизировать, на эти деньги они никогда не смогут поехать отдохнуть в санаторий, воспользоваться услугами платной поликлиники и уж тем более купить автомобиль, не говоря уже о квартире.

Так что есть чиновники и чиновники. Монетизировать тех, кто и так уже монетизирован до правправнуков, бессмысленно. А отбирать последнее у номенклатурного «плебса» – чистой воды популизм и пиар.