От редакции: Скверный анекдот

Колонии и тюрьмы плохо охраняются из-за воровства на поставках систем охраны. Как пишут «Известия», служебная проверка во ФСИН нашла нарушения при закупках и монтаже оборудования в 2008–2009 гг. почти на 1 млрд руб. Охранные комплексы в десятках колоний работают с перебоями, и сама ФСИН их устранить не может. Следственный комитет теперь будет решать вопрос о возбуждении уголовных дел, скорее всего в отношении прежней управленческой команды; с августа 2009 г. директором ФСИН работает Александр Реймер, а его предшественник Юрий Калинин спокойно перебрался в Совет Федерации.

Попытки реформирования запущенной системы со стороны Реймера вызывают всяческое уважение. Что не отменяет анекдотичности происшедшего.

Она имеет несколько уровней. Самый простой – вор у вора дубинку украл, точнее, вор украл дубинку у полицейского, еще точнее – вор пришел в тюрьму и украл у тюрьмы решетки.

Анекдот более высокого уровня связан с обвинительным уклоном российского правосудия. У нас стабильно высокое число заключенных (на 1 апреля 2012 г. в учреждениях исполнения наказаний содержалось 741 600 человек). У нас распространены заказные дела и посадки предпринимателей с целью отъема бизнеса. И вот оказывается, что наша система отправления правосудия не в состоянии обеспечить наказание – распад государственного управления в этой сфере может привести к тому, что осужденный будет сидеть, только если хочет. А если не хочет, может не сидеть и просто уйти. Собственно, уголовники-рецидивисты так и поступают – в 2008–2011 гг., по данным «Известий», совершено 16 попыток побега, при которых не сработали системы сигнализации. А законопослушные люди, часто осужденные несправедливо, сидят.

Что поделаешь: если инфраструктура в стране стареет и приходит в негодность – так уж во всем, не только в авиации и ЖКХ.

Но совсем уж скверный анекдот говорит нам о том, что воровать в системе исполнения наказаний можно не только на высокотехнологичных системах охраны. И если на свободе мы испытываем значительные неудобства от результатов действия коррупционного налога в различных сферах человеческих отношений, то в тюрьме это не неудобства, это просто пытки и ущемление человеческого достоинства.