Андрей Колесников: Оккупай модернизацию

В нашумевшем докладе Центра стратегических разработок (ЦСР) один из сценариев, вероятность реализации которого сами авторы оценивают как низкую, называется «Ускоренная модернизация». Модернизаторское крыло во власти находит точки соприкосновения с адептами модернизации на площади, и они вместе двигают страну по пути политической свободы и рыночной экономики. Правда в том, что водораздел проходит не по линии «власть vs. площадь», а по критерию «сторонники либеральной модернизации против сторонников левой или консервативной модели» (радикалы на площади и силовики-охранители во власти).

Правда и в том, что существует сценарий «Политическая реакция», когда радикалы с обеих сторон провоцируют столкновения и беспорядки. Репетицию мы видели 6 мая. При том что это противостоящие стороны, у них, возможно, больше общего, чем у националистов, левых и либералов на площади, неразрешимые противоречия между которыми обнаруживаются тогда, когда начинается разговор о позитивной программе. Православный чекист в интерьерах Кремля и ультраправый русский националист в ландшафте площади – это одни и те же люди, только вписанные в разные пейзажи.

В новом правительстве есть люди, которые способны решать модернизационные задачи. Например, министр связи Никифоров или министр образования Ливанов. Но, будучи запертыми в границах системы, цель которой – принципиальное сохранение неподвижности, они вряд ли продвинутся дальше нескольких с большим трудом реализованных «малых дел». Модернизация в России, пусть и разная типологически, происходит только сверху – от сталинской индустриализации до гайдаровской либерализации. Но нынешняя элита ее осуществлять не будет. Модернизация снизу невозможна, хотя важная ее часть – раскрепощение сознания – происходит именно на улицах. Низы должны стать верхами, изменить систему и ее кадровое наполнение и уже тогда начинать модернизацию сверху.

Проблема в том, что «верхние» модернизаторы и слышать не хотят о низах. А «нижние» модернизаторы, разочарованные во власти как таковой, вряд ли воспринимают в качестве дееспособных фигур модернизаторов наверху. Для них они корыстолюбивы, изнежены, безвольны. «Нижним» модернизаторам еще предстоит пройти не только официальные шлюзы, но и искать свою группу поддержки, возможно поверх голов нынешних лидеров оппозиции – от Навального до Удальцова. Есть ощущение, что те, кто пробивается сейчас через регионы, относятся к лицам протеста так же, как и к лицам власти. Глава ЦСР Михаил Дмитриев обращал внимание на политика нового типа, одного из бывших менеджеров госкорпорации, который завоевал симпатии всех фокус-групп. Он принадлежит к той страте, которая одинаково скептически относится к медийным фигурам и власти, и оппозиции. В союз им вступать не с кем, и наверное, чтобы реализовать модернизаторский порыв, придется брать власть. Нынешнее руководство, включая модернизаторов, свой шанс на осовременивание России уже упустило.

Так что если и должен быть лозунг у оппозиции нового типа, то он такой: «Оккупай модернизацию!».