От редакции: Нефть дешевеет — скоро будут реформы?

На модернизацию и диверсификацию экономики нужны деньги, но вспоминаем мы об этих задачах только тогда, когда денег нет. Эта привычная для России антиномия наверняка будет в той или иной степени обсуждаться на очередном Петербургском экономическом форуме.

Судя по названиям панельных дискуссий, модернизация вышла из моды и российские лидеры вернулись к традиционным ценностям – нефть, газ, промышленность. Одна из панелей даже называется «Индустриализация – тренд развивающихся рынков?». Азиатские страны активно размещают на своей территории промышленные производства и импортируют высокие технологии. Почему бы и России не последовать их примеру? Перед участниками дискуссии даже ставят вопрос, стоит ли России и другим странам БРИК ожидать обострения конкуренции за размещение новых производств из развитых стран. Так и представляются несчастные американцы, бьющиеся над сложным выбором: где же им разместить фабрику по производству телефонов – во Вьетнаме или в России?

Разговоры о новой индустриализации смешны не только потому, что на дворе XXI век и постиндустриальная эпоха. Большинство российских предпринимателей, когда речь заходит о строительстве новых производственных мощностей, крутят пальцем у виска – только человек, который совершенно не умеет считать, будет создавать производство в России.

Низкая стоимость рабочей силы, которая была конкурентным преимуществом нашей страны разве что в постсоветские времена, давно ушла в историю. Зарплаты в России заметно превосходят зарплаты китайцев или корейцев. При этом по уровню налоговой нагрузки на фонд оплаты труда мы опережаем даже многие страны ОЭСР.

А вот производительность труда россиян остается низкой – всего 26% от американского уровня, подсчитали аналитики McKinsey.

Преимущество России – дешевые ресурсы? Это уже история. Обилие нефти, как мы все знаем, отнюдь не делает дешевым российский бензин. Цены на газ для российских промышленных потребителей этой зимой уже на 15% превысили стоимость газа для конечных потребителей в США. Дешевая российская электроэнергия – тоже миф. Сами по себе цены на электричество у нас пока ниже, чем в Европе, но в России очень высока плата за передачу энергии по сетям (до 60% платы конечного потребителя, тогда как за рубежом наоборот: 60% тарифа приходится на генерацию).

А по стоимости подключения к сетям наша страна, согласно оценке Всемирного банка, опережает большинство стран мира. Прибавьте сюда перекрестное субсидирование. Огромные российские расстояния и крайне неэффективный (но при этом дорогой) транспорт тоже не способствуют участию страны в глобальной конкуренции. Вот и получается, что издержки настолько велики, что дешевле построить завод где-нибудь в Индии. Про суровый инвестиционный климат – отсутствие защиты собственности, коррупционный налог, посадки предпринимателей – мы даже не говорим.

Еще зимой цена на ресурсы была высока. Поэтому и привычный по медведевскому правлению дискурс «модернизации и диверсификации» ушел в тень. Но сейчас цена на нефть упала, Минфин уже строит планы замораживания расходов: еще пара месяцев – и лозунги модернизации могут вернуться. Но снижение расходов обязательно скажется на инвестициях, которые у нас преимущественно государственные, соответственно, на модернизацию не хватит денег.

Этот замкнутый круг, по идее, может быть разомкнут лидерами (лозунг форума – «Эффективное лидерство»), но лидерство можно понимать по-разному. Для модернизации и диверсификации нужно лидерство как качественное управление, разработка и реализация стратегии, учитывающей варианты действий и в богатое, и в бедное время. Стратегии в России разрабатываются, но реализуются только тактические планы.

Поэтому наше место в глобальном разделении труда остается – и без настоящего лидерства останется – таким же неизменным, как товарная структура российского экспорта: нефть, газ, металлы, удобрения и лес.