Аристид Хатцис: Серп, молот и свастика

Во время одного из предвыборных телевизионных ток-шоу в Греции политики-экстремисты подрались: член неонацистской партии «Золотая заря» ударил женщину-кандидата от коммунистов и облил водой женщину-кандидата из партии «Сириза». Коммунистка называла его «кровавый фашист», он ее – «комми». Поразительно то, что неонацист не стал изгоем – у него даже нашлись защитники.

Несмотря на то что в воскресенье верх взяли все-таки центристы, политическая ситуация обострена крайне: неонацисты, анархисты и ультралевые атакуют друг друга, а также полицию, политиков мейнстрима, журналистов и либеральных интеллектуалов. Ситуация в Греции чем-то сродни Веймарской республике. Насилие (и привычка к нему), ненависть, гнев, поляризация, страх, отчаяние и покорность. Полиция уже определилась с политическими пристрастиями – на избирательных участках, где голосовали стражи порядка, неонацисты одержали сокрушительную победу.

Парламент полон экстремистами. Трудно найти в истории ХХ в. мало-мальски известного диктатора, включая Сталина и Мао, у которого не было бы приверженцев в греческом парламенте. Три героя битвы в телешоу тоже получили мандаты. Представьте их рядом друг с другом во время рутинных парламентских процедур.

Как Греция, колыбель демократии, дожила до парламента, полного серпов, молотов и свастик? После обретения независимости в конце 1820-х гг. связи Греции с Западом постоянно укреплялись. Британия защищала страну и покровительствовала ей до конца 1940-х гг., когда эта роль перешла к США. Греция всегда была на стороне победителей: и в Первой, и во Второй мировой, и в холодной войне. С 1929 до 1980 г. ВВП Греции в среднем рос на 5,2% в год, а в 1981 г. страна вошла в Европейское сообщество.

Остальное стало историей: социальный популизм, кумовство, контроль государства над экономикой и коррупция – вот главные черты политической системы Греции с 1981 г. Вот почему греки теперь обвиняют две мейнстримные партии («Новая демократия» и «Пасок») в экономическом кризисе, непомерных долгах, дефиците и коррупции.

Провал политического мейнстрима и близорукие, подрывающие рост меры жесткой экономии, которых потребовало руководство ЕС, толкают Грецию в пропасть. Граждане страны разочарованы, раздражены и крайне напуганы. Теперь они сами готовят себе новую ловушку, отдавая голоса демагогам. Крайние партии – и левые, и правые – получили в сумме 41%.

Но более половины греков все-таки проголосовали за партии, приверженные европейским ценностям. Эти партии, возможно, сумеют сформировать правительство, которое должно будет совершить невозможное: передоговориться о новых условиях помощи и начать проводить реформы на фоне жесточайшей оппозиции со стороны «Сиризы».

Греция находится в одном шаге от восстания и полного краха. Наша страна не заслуживает такой судьбы. Европа может столкнуть нас в пропасть, а может помочь нам выбраться. Речь идет не об экономическом решении, а о политическом. Ошибка может оказаться фатальной.

FT, 18.06.2012