От редакции: Обмануть реальность

Учреждение в России новой должности – уполномоченного по правам предпринимателей – призвано, вероятно, подкрепить политику, направленную на защиту бизнеса. С той же целью создано профильное управление в Генпрокуратуре. На очереди, видимо, СКР, ФСБ и полиция. Давление на бизнес настолько серьезно, положение никем «не прикрытых» предпринимателей настолько зыбко, что любые меры могут оказаться полезными. Если новый омбудсмен, как и обещал Владимир Путин, получит право направлять в интересах предпринимателей иски в суды, запрашивать органы госвласти о причинах давления на компании и отдельных бизнесменов, то новый институт может быть полезным и действенным. Напомним, что уполномоченный по правам человека в РФ получил право подавать иски в интересах неограниченного круга лиц в 2011 г. До этого он вынужден был ожидать жалобы пострадавшего. Специализированные уполномоченные, цель которых урегулировать споры между гражданами и госорганами и защищать интересы первых в суде, есть в некоторых развитых странах и быстро развивающихся экономиках. Во Франции кроме обычного омбудсмена действуют медиаторы при министерстве экономики (налоговые и таможенные споры), по вопросам труда, а также образования. В Южной Корее в начале 1990-х гг. учредили институт омбудсмена по защите инвесторов, который мог обращаться к первым лицам. Россия, возможно, решила использовать этот опыт: в стране недавно действует финансовый омбудсмен Павел Медведев, разрешающий споры между вкладчиками и банками. Есть защитник прав инвесторов Игорь Шувалов. Работают детские омбудсмены.

Эффективность любого института в России определяется не официальным статусом, а значимостью конкретного лидера во властной системе. Уполномоченные по чужим (по мнению чиновников) правам котируются невысоко.

Повторимся: дело не в числе уполномоченных. В США, Китае и Бразилии нет специальных бизнес-омбудсменов, споры и конфликты государства с бизнесом решаются в судах. Специальные полномочия для нового омбудсмена – безнадежная попытка обмануть политическую реальность, создать должность, которая магически сделает то, на что не способны полиция и суды.