От редакции: Зато мы сделаем ракету

Основа военной мощи России – Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) в ближайшие шесть лет получат новейшее оружие большой разрушительной силы. Главком РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев сообщил о модернизации парка тяжелых межконтинентальных ракет. Состоящие на вооружении баллистические ракеты с жидкостным двигателем «Воевода» (на Западе их называют «Сатана») заменят новые. «Строительство ракеты продолжается. Завершение – 2018 год», – резюмировал генерал, оставив за скобками цену вопроса.

План обновления ядерных сил – индикатор, по которому можно определить не только стратегию военного строительства, но и отчасти политические устремления элиты. Что означает заявление генерала? Стартовая масса будущей ракеты – 100 т – выглядит впечатляюще, это вдвое меньше, чем у разработанного еще в советское время и модернизированного «Воеводы» (211,4 т). Нам обещают более эффективные двигатели.

У таких ракет есть свои достоинства и недостатки. Директор Центра общественно-политических исследований, бывший ракетчик Владимир Евсеев отмечает, что тяжелые ракеты с жидкостным двигателем точнее твердотопливных аналогов, на них можно поставить до 15 раздельных боеголовок (по сравнению с 3–5 у мобильных твердотопливных «Тополь-М» и «Ярсов»), что повышает вероятность преодоления ПРО. Важно, что полученные в проекте технологии можно передать переживающей не лучшие времена космической отрасли.

Недостатки тяжелых ракет – высокая стоимость и стационарное базирование, известное противникам.

Мобильные установки возможно использовать в локальных конфликтах, заменив боеголовки на неядерные. Тяжелые ракеты – это средство первого или встречного удара по США или – в далеком будущем – по Китаю. Слова Каракаева можно рассматривать как превентивный ответ планам республиканцев возобновить строительство объектов ПРО в Европе в случае победы на президентских выборах. Предвыборная кампания республиканцев способствует нарастанию риторики угроз. Посмотрим, что будет после американских выборов с риторикой российских генералов и реальной модернизацией РВСН.