Дмитрий Симаков: Как наказывать пьяных за рулем

«Даже при таких страшных последствиях, как последнее ДТП в Москве <...> ответственность достаточно такая умеренная за подобные преступления». Дмитрий Медведев, председатель правительства

Страшные последствия – это пять ребятишек-сирот и двое сопровождавших их взрослых, погибших в субботу на Минской улице. Еще три человека получили травмы. В остановку, где они ждали автобуса, на полной скорости влетела Toyota. Водитель – 29-летний Александр Максимов – был в стельку пьян. «Интерфакс» передал, что в его крови обнаружено 1,55 промилле алкоголя. К сожалению, подобные случаи отнюдь не редкость. Но рецепта борьбы с пьяными отморозками за рулем нет. Вчера чиновники и депутаты опять весь день обсуждали проблему. Как водится, ничего, кроме закручивания гаек, никто предлагать не стал.

Медведев оказался самым аккуратным. Что ж, максимум в девять лет лишения свободы, наверное, действительно не самая высокая цена за семь жизней. Хотя людей все равно не вернешь. «Единая Россия» обещает ввести уголовное наказание за управление автомобилем в состоянии опьянения (сейчас: в первый раз лишение прав на 1,5–2 года, за повторное – 3 года) и кардинальное увеличение штрафа – с 5000 до 100 000 руб. (за езду без прав или во время лишения прав). Народ «не бедный, откупится», не согласен руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Сажать и, возможно, лишать прав пожизненно – вот его рецепт.

Все это можно поддержать, но лишь при одном существенном условии – ужесточение наказания должно стать лишь одним из инструментов наведения порядка на дорогах. Одновременно надо вновь вводить разрешенную норму промилле. Ведь нынешнее законодательство ставит на одну доску таких, как Максимов, и человека с содержанием в крови алкоголя 0,03–0,05 промилле. Определять, пьян он или нет, будет конкретный гаишник и судья. Стоит ли объяснять, что они решат? К тому же лобовое ужесточение наказаний, видимо, себя уже исчерпало. В 2004–2010 гг. аварийность в целом и по вине пьяных водителей в частности неуклонно снижалась. Если восемь лет назад 10,3% ДТП было спровоцировано пьяными водителями, на эти аварии пришлось 10,6% погибших и 12,1% раненых, то в 2010 г. цифры снизились до 5,9, 7,4 и 6,9% соответственно. А в прошлом году число ДТП вновь стало расти.