От редакции: Сворачивание накопительной части пенсий — дорога к безумию

Пенсионную стратегию, предполагающую фактическое сворачивание накопительного компонента, многие эксперты называют ошибкой и даже безумием. На наш взгляд, это не совсем так – Дмитрий Медведев подписал документ, который скорее создает условия для ухода одной части нашего общества в безумие, а другой – во внешнюю или внутреннюю эмиграцию.

Изменения пенсионной системы гораздо глубже влияют на состояние общества, чем другие экономические реформы: в основе пенсионной системы лежит контракт между государством и гражданами, который предполагается соблюдать на протяжении долгих лет – в идеале на протяжении всей трудовой жизни человека. Через пенсии и налоги реализуются отношения между государством и обществом, которые метафорически можно сравнить с отношениями родителей и детей.

Психологи утверждают, что корни безумия лежат в отношениях ребенка с матерью. Чтобы ваш ребенок постепенно сошел с ума, нужно, чтобы в семье соблюдалось несколько условий. Во-первых, нужна авторитарная или чересчур тревожно-заботливая мать, которая сопротивляется развитию самостоятельности ребенка и его отделению от себя. Такие матери настырно опекают детей вплоть до самой старости, считая их не способными самостоятельно о себе заботиться и принимать решения. Подсознательно такие матери продолжают считать ребенка частью себя, как будто он до сих пор часть ее тела. Такого рода отношения называют симбиотическими.

Во-вторых, нужно регулярно давать ребенку двойные послания, которые невозможно выполнить. Например, внушать ему: «Ты должен стать самостоятельным», но при этом жестко критиковать и наказывать за любую инициативу или отказ подчиняться вашим требованиям. То есть он будет наказан в любом случае – и если останется апатичным, и если будет самостоятельным.

Чтобы выжить в такой сложной психологической ситуации, у маленького человека не так много выходов. Сбежать буквально – но не всякому ребенку это под силу. Сбежать из реальности в виртуальный мир зависимостей – наркотики, алкоголь, расстройства пищевого поведения, что часто происходит в подростковом возрасте. Или сбежать в безумие. Ведь если стать психически больным, можно парадоксально соблюсти оба противоречивых родительских требования: отделиться, стать самостоятельным, сбежав в выдуманную реальность, но одновременно и навсегда остаться с мамой (поскольку он в действительности беспомощный инвалид, полностью зависящий от ее заботы).

Возврат к распределительной пенсионной системе, к уравниловке, который сейчас происходит на наших глазах, – это очень сильный крен в сторону симбиотических отношений между государством и гражданами.

Государство, как авторитарная мать, берет на себя всю ответственность за будущие пенсии, подразумевая, что граждане «слишком маленькие», чтобы заботиться о себе и принимать решения самостоятельно. Оно как бы говорит: «Не взрослей! Я буду тебя кормить, ты останешься в моей власти». Государство, таким образом, оставляет граждан в полной зависимости, и многие россияне, к сожалению, этому несказанно рады: инфантилизм в Советском Союзе воспитывался крайне успешно.

Накопительная пенсионная система, наоборот, символизирует готовность государства к самостоятельности граждан и к взрослому диалогу с «выросшими детьми». Когда размер моей пенсии зависит от моих собственных усилий, я начинаю обращать гораздо больше внимания и на инвестиционный климат, и на устройство финансовой системы, и на качество управления экономикой. И в результате начинаю предъявлять больше требований к государству. Очевидно, что наши власти к этому совершенно не готовы. И речь тут, разумеется, не только о пенсиях.

Поведение «детей» прогнозировать несложно. Наиболее самостоятельные, здоровые и способные будут уходить во внешнюю или внутреннюю эмиграцию. Отток капитала, массовое стремление учить детей за границей, покупать там жилье – часть этого процесса. Менее ресурсные тоже будут голосовать ногами, но их бегство будет происходить в виде ухода от налогов. А та часть общества, которой трудно куда-то сбежать, будет все глубже погружаться в зависимости и апатию.