Статья опубликована в № 3208 от 12.10.2012 под заголовком: Инновации: Cоздание стоимости

Эстер Дайсон: Инновации – это создание стоимости

Сегодня много говорится – и даже кое-что делается – вокруг тезиса о необходимости инноваций в России. Поскольку общественное мнение и культура играют важную роль в создании стимулов, поощряющих нас принимать на себя риски и создавать нечто новое, это – хорошая новость. Однако на самом деле инновации – не цель, а лишь средство для достижения подлинной конечной цели: оказания услуг и создания продуктов и инфраструктуры, которые были бы эффективными и имели высокое качество. В этом смысле даже привычка правильно делать обычные вещи имела бы огромное значение для изменения повседневной жизни миллионов россиян.

Я хочу сказать прямо: по-моему, инновации сильно переоценены. Большинство людей хотят не того, чтобы вещи были новыми, а чтобы они были хорошими. Инновации важны для журналистов и продавцов, всегда ищущих что-то свежее, но большинство людей – в России и по всему миру – предпочитают привычные вещи, служащие долго и надежно.

Что же могут сделать правительство и руководители бизнеса, чтобы использовать творческий потенциал российских предпринимателей и подвигнуть их на решение трудной задачи создания новых (пусть необязательно инновационных) компаний?

Я хочу подчеркнуть два важных момента, которым пока не уделяется достаточно внимания.

Во-первых, инновационные усилия России должны быть направлены не столько на повышение престижа страны в мире или продажу продукции за рубеж, сколько на завоевание сердец и умов собственных граждан. Россия со своим населением в 143 млн человек представляет для любой начинающей компании обширный и все более взыскательный рынок. В России возникло крупнейшее в Европе сообщество пользователей интернета и масса потребителей, чей спрос на современные лекарства, свежие продукты, эффективные услуги, а также на всё более дешевые и надежные бытовые товары растет.

Неудивительно, что, когда акцент делается на экзотические новые технологии для богатых иностранцев, граждане России не проявляют интереса. Они предпочли бы гарантированные рабочие места для своих детей, а не рискованные предприятия, ориентированные на вкусы людей, живущих где-то далеко. Зато представьте себе гордость родителей, чьи сыновья и дочери создали компанию, изменившую жизнь простых людей на родине, в России! К этому стоит стремиться, ради этого стоит даже рисковать. Основной акцент следовало бы перенести с погони за деньгами в глобальном масштабе на создание стоимости в локальном измерении.

Во-вторых, сами по себе правительство и крупные предприятия не станут, по всей видимости, источником инноваций. Не могут они быть и эффективным инвестором в инновации, как показали многочисленные подражания Кремниевой долине во всем мире. Лучшее, что эти институции могли бы сделать, – это стать образцовыми клиентами и потребителями.

Сегодня российские потребители становятся все более разборчивыми, особенно в интернете, где они все больше узнают о предложении товаров и услуг и находят их широчайший выбор. К сожалению, в это же время российский крупный бизнес и государственные учреждения зачастую (по разным причинам из-за коррупции, отсутствия выбора или по инерции) все еще приобретают товары и услуги крайне низкого качества.

Разумеется, это больно отражается на потребителях (но не на лицах, отвечающих за принятие решений). Хуже того, это подрывает рынок: компании соревнуются не в эффективности, а в применении предосудительных практик.

Как клиентам, большому бизнесу и государству следовало бы перейти к практике закупок, исходя из качества товаров и услуг, а не теневых связей и откатов. Они должны требовать, чтобы товары и услуги отвечали необходимым критериям (что было бы возможно, если бы менеджеры получали вознаграждение в зависимости от уровня эффективности своих компаний).

При этом государственные учреждения и крупные компании выиграют не только от инноваций, но и от улучшения качества. В конце концов инновации и повышение качества товаров и услуг пойдут россиянам на пользу – как в производстве, так и в частной жизни. Ведь инновации – это поприще не только для стартапов.

Цикл статей об инновациях и поддержке инновационного развития подготовлен совместно с форумом «Открытые инновации».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать