Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 3231 от 15.11.2012 под заголовком: От редакции: Полеты для здоровых

От редакции: Верховный суд разрешил не пускать инвалидов в самолеты

Авиаперевозчики могут на законном основании не пускать на борт самолета инвалидов в колясках и на носилках. Вчера Верховный суд отклонил иск Общества защиты прав потребителей об отмене пункта правил воздушных перевозок, разрешающего авиаторам отказываться перевозить таких пассажиров «при отсутствии на отдельных воздушных судах условий, необходимых для перевозки». Похожая норма есть и в Воздушном кодексе. Мотивировочная часть постановления еще не опубликована, его можно обжаловать в апелляционной инстанции. Однако такое решение ВС показательно само по себе.

Инвалиды испытывают проблемы с авиаперевозками не только в России. В 2002 г. ирландская Ryanair пыталась не допустить к полету английского инвалида Боба Росса, затем его принудили заплатить за использование коляски. Два года назад французская Air Mediterranee не допустила в самолет группу слепых. В октябре 2012 г. авиакомпания Air Berlin отказалась «по соображениям безопасности» допустить к перелету группу российских колясочников, которые по иронии судьбы отправлялись изучать немецкий опыт создания безбарьерной среды для инвалидов. На компанию обрушился ливень обвинений, дело дошло до высоких инстанций. Министерство иностранных дел России осудило «грубое нарушение прав и свобод человека, ущемление человеческого достоинства инвалидов». Сейчас российское государство, если исключить отдельных депутатов, молчит.

С самодеятельностью авиакомпаний люди научились бороться, обращаясь в суды. Росс взыскал $2500 за одну лишь попытку авиакомпании переложить ответственность на аэропорт, получали компенсации от российских авиакомпаний и российские инвалиды (около 50000 руб.). Полгода назад Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов и обязалась обеспечить им равноправие с другими гражданами, а также доступ ко всем услугам и личную мобильность. Вчера Верховный суд легитимизировал дискриминацию людей с ограниченной подвижностью, разрешив авиакомпаниям оборудовать свои самолеты местами для инвалидов по собственному усмотрению. Он игнорировал 15-ю статью закона «О социальной защите инвалидов», которая гарантирует им доступ к объектам инфраструктуры, и продемонстрировал: инвалиды в России ограничены не только в физических возможностях, но и в правах.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать