Максим Трудолюбов: Вечный пирог и неразменный рубль

Политика стабильности в идеале должна привести к появлению у страны стабильных доходов, стабильных расходов, стабильных партий. Это должно сделать жизнь страны размеренной, а горизонты планирования людей отодвинуть лет на 30 вперед.

Возможно ли такое в принципе? Авторы ключевых решений в российской экономике и политике, кажется, верят, что можно создать ситуацию, при которой потрясения в общественной и экономической жизни будут исключены. Все – от ограничения свободы собраний до покупки ТНК-BP государственной «Роснефтью» – направлено на то, чтобы удержать людей и деньги в неких гарантированных границах.

Между тем ни долгосрочного планирования, ни равновесия нет. Вернее, планирование связано с выходом из активов и из страны. Граждане покупают недвижимость за границей, владельцы преуспевающих компаний собираются не передавать их по наследству, а продавать (см. редакционную статью «Бизнес на час»). В экономической и политической действительности вообще нет ничего статичного – меняется все и каждую минуту. Новые поколения входят в активную жизнь, и сегодняшнее общество уже не то, что было год и пять лет назад. Условия на рынках меняются, и сегодняшняя нефтяная компания уже не тот актив, каким он был год и пять лет назад.

Исторически крестьянская психология предполагает веру в существование вечного пирога, который способен вечно всех кормить, если только оттирать лишних едоков. В данном случае (покупка ТНК-ВР) лишними едоками видятся иностранные акционеры и российские олигархи. Едоком явно должно стать одно только государство. Но что лучше для бюджета – поток налоговых поступлений от негосударственных собственников или владение активами, за которые еще нужно выплатить гигантскую сумму? И управляться предприятия будут хуже. Заметим также, что если раздача нефтяных активов в России проходила на фоне низких цен на нефть во второй половине 1990-х, то нынешнее собирание активов идет на фоне исторически высоких цен. Продавали за копейку – покупаем за миллиарды долларов.

Как пишет автор «Черного лебедя» Нассим Талеб в своей новой книге (Antifragile: Things that Gain From Disorder), установка на избежание шоков ошибочна. Периоды стабильности – это периоды аккумуляции рисков, которые заканчиваются обострением всех застоявшихся проблем. Пытаться удержать политическую и экономическую ситуацию в статичном положении – все равно что пытаться много раз входить в одну реку, платить за все одним неразменным рублем и скрывать от себя информацию о реальном положении дел.

Неожиданные события – волнения людей и колебания рынков – несут новую информацию и только помогают удерживать равновесие. К примеру, политические протесты прошлой зимы сыграли стабилизирующую роль. Они рассказали обществу и государству об их отношении друг к другу. Административно заколотить этот источник общественного роста – значит крепко зажать голову руками и верить в существование вечного пирога.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве Ведомостей (Смарт-версия).