От редакции: Как правильно экономить в кризис

Является ли рост бюджетных расходов абсолютным злом, а строгая экономия – безусловно полезной? К сожалению, универсального ответа нет: правительствам приходится вечно искать путь между Сциллой и Харибдой. Чтобы и госдолг с бюджетным дефицитом не зашкаливали, и экономический рост затягиванием поясов не был подорван.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала обзор текущей экономической ситуации, где констатирует, что меры экономии, принятые европейскими странами в ходе кризиса, оказали куда более негативное влияние на экономический рост, чем ожидалось. Меры бюджетной экономии среди 34 членов ОЭСР привели к снижению совокупного экономического роста этих стран на 0,25 п.п. за год. Это немало, учитывая, что экономика стран еврозоны и так переживает рецессию: получается, что затягивание поясов ускоряет скольжение вниз. Тот же эффект будет иметь фискальный обрыв в США, опасаются экономисты, меры жесткой бюджетной экономии способны столкнуть страну в рецессию.

С одной стороны, выводы ОЭСР подтверждаются традиционной экономической теорией: считается, что уменьшение госдолга за счет увеличения налогов или снижения госрасходов приводит к уменьшению совокупного спроса и замедляет рост экономики. Кажется, будто это выбор из двух зол по принципу «оба хуже» – либо долговой кризис, либо рецессия. Но с другой стороны, современные экономисты (в том числе эксперты МВФ) доказывают, что последствия затягивания поясов зависят от того, за счет чего уменьшался дефицит и госдолг. Есть немало примеров того, как значительное сокращение долга и затягивание поясов приводили к более высокому, а не низкому темпу роста. Вопрос – где именно закручивать гайки.

Как показывает практика последних 20 лет, сокращение госрасходов нередко приводит не только к уменьшению долга, но и к росту ВВП. А вот увеличение налогов, наоборот, часто ведет к замедлению роста и даже рецессии. Так что демократам в США имеет смысл немного прислушаться к республиканцам, ратующим за сокращение госрасходов, а европейцам – ненадолго отступить от социалистических принципов.