От редакции: Как повысить качество высшего образования

Министерство образования и науки взялось за проблему несоответствия количества вузов качеству высшего образования. Советская система без глубоких изменений пережила постсоветский период и лишь росла, отвечая на запросы рынка (больше экономистов и юристов) и не реагируя на вопросы о качестве знаний.

За 20 лет вузов стало более чем в 2 раза больше: 514 в 1991 г., 1115 в 2011 г. Число студентов выросло в 2,5 раза – с 2,8 млн до 7,1 млн. Этот рост не был обеспечен инфраструктурой и персоналом. За эти же годы число преподавателей увеличилось с 220000 до 356000 – в 1,6 раза. Не обеспеченные современными программами учебные заведения и их филиалы превратились в конторы по выдаче дипломов и предоставлению отсрочек от армии. На этом фоне действия министерства, несмотря на то что к ним есть вопросы, выглядят скорее мягко, чем жестко.

Реакция на проведенную министерством аттестацию тоже не так остра, как можно было бы ожидать. Самое громкое событие пока – забастовка студентов и сотрудников Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ) после появления новости о присоединении этого вуза (бывшего Заочного института советской торговли) к Российскому экономическому университету им.Плеханова (РЭУ, бывший Институт народного хозяйства). Ректорат РГТЭУ подал в Арбитражный суд Москвы иск, который требует отменить присоединение к Плешке. Чуть менее громкое, но характерное событие: в МАрхИ провели молебен об исключении вуза из числа неэффективных.

И были в целом услышаны. МАрхИ и Литинститут, изначально признанные «неэффективными», теперь имеют отдельные «признаки неэффективности, связанные со спецификой деятельности». Изменений в кадровом составе проблемных вузов тоже пока мало. Минобрнауки уволило ректоров РГТЭУ и Пензенской сельхозакадемии Сергея Бабурина и Владимира Коротнева. Некоторые слияния оказываются слухами: заместитель министра образования Александр Климов опроверг сведения об объединении РГГУ с Высшей школой экономики.

Со стороны оценивающих тоже, конечно, есть проблемы, одна из которых – объективность критериев оценки деятельности вузов, правильности их интерпретации, наконец, готовности Минобразования публично и обоснованно отстаивать свою позицию о реорганизации вузов, признавать и исправлять допущенные ошибки.

Качество работы вузов оценивалось по многочисленным показателям, объединенным в пять групп критериев: качество образования, объем научно-исследовательских работ, международная деятельность, финансовые результаты и инфраструктура. Эти критерии не учитывали специфику некоторых институтов и академий и не включают такой важный показатель, как трудоустройство выпускников. В ноябрьский список неэффективных вузов попал 131 университет и институт из 502, отправивших документы в министерство. Опубликованы лишь итоговые результаты деятельности академий и университетов, подсчитанные по сложным, непонятным для многих формулам. Более подробные данные, всесторонне отражающие учебную и научно-исследовательскую работу, остались неизвестными для широкой общественности.

К самому присоединению РГТЭУ к РЭУ тоже есть вопросы. Министерство, пообещав проверить объективность оценок торгово-экономического вуза, не стало приостанавливать процесс присоединения, его сотрудники явно запоздали с разъяснениями. Следствием этих ошибок и стали волнения в РГТЭУ. Не исключено, что для решения подобных конфликтов необходимо создавать специальные комиссии из авторитетных работников науки и образования.

Но самое главное для министерства – сосредоточиться не на подтягивании и ликвидации отстающих, а на модернизации ведущих вузов, у которых есть перспективы стать учреждениями мирового уровня. Катастрофа с высшим образованием у нас не из-за большого количества вузов (они уйдут с рынка, если не будут востребованы), а из-за допотопного качества образования.