Василий Кудинов: Пенсионный бизнес

Бизнес негосударственных пенсионных фондов стабильно растет, но движущей силой российского фондового рынка они так и не стали – слишком много ограничений для вложения их капитала.

НПФ «Благосостояние», один из крупнейших в стране НПФ, в качестве варианта для инвестиций выбрал капитал банков. Причем не миноритарные пакеты публичных Сбербанка или ВТБ, а контроль над игроками меньшего размера. Эта схема неплохо работала в России до кризиса, обеспечивая отдачу в десятки и даже сотни процентов. Инвестиционные и пенсионные фонды делают аналогичные сделки во многих странах мира.

Вот и «Благосостояние» сумело убедить бельгийскую группу КВС продать российский «Абсолют банк» именно ей. Для структуры, обладающей долгосрочными ресурсами, подобная сделка сулит хорошую выгоду – банк продан за две трети капитала. Это значит, что если его ликвидировать, то как минимум треть капитала должна дополнительно достаться покупателю (при условии, что истинное состояние дел отражено в балансе). А если развивать и дождаться роста стоимости банковских активов, то отдача будет гораздо больше.

Тем более что «Благосостоянию» банковский бизнес не чужд. Оно долгое время было совладельцем Транскредитбанка (ТКБ), опорного банка РЖД. Руководитель фонда Юрий Новожилов успел поработать руководителем этого банка (и содействовал его продаже ВТБ), а сам фонд неоднократно предоставлял ТКБ субординированные (увеличивающие капитал) депозиты. Теперь, правда, такие сделки фондам запрещены.

Есть у «Благосостояния» и другой банковский актив – «КИТ финанс». Спасенный в кризис банк сейчас вычищен и капитализирован, однако его бизнес в скукоженном состоянии. А работающая машина «Абсолют банка» с сетью и клиентами отлично его дополняет. Так что ставка на альянс «КИТ финанс» с «Абсолютом» выглядит для «Благосостояния» весьма логичной.

Но есть еще буква закона, призванного защитить будущих пенсионеров. Именно поэтому перечень активов для инвестирования средств НПФ ограничен. Что, правда, не мешает с помощью незамысловатых схем соблюсти все формальные требования. Их-то и намерена проверить Федеральная служба по финансовым рынкам.

Если планы «Благосостояния» реализуются и получат одобрение регулятора, это будет прецедент – когда пенсионный фонд создает заметный бизнес, его развивает и продает с добавленной стоимостью. В этом и состоит роль пенсионных фондов во многих странах, вместо того чтобы выступать хранителем дозволенных, но сомнительных с точки зрения экономической целесообразности активов.-