Александр Губский: Гламуром будут заниматься профессионалы

«Мы рассуждаем как предприниматели: добиваемся роста за счет того, что имеем, а не за счет поглощений», – говорил в интервью «Ведомостям» гендиректор Swatch Group Ник Хайек. Но шанс, который появился в этот раз, Swatch Group упускать не имела права: на продажу была предложена одна из самых известных ювелирных компаний – Harry Winston. Марка, прославленная в песне Мерилин Монро и знаменитая своими бриллиантами высочайшего качества, за последние два десятилетия сумела создать себе и репутацию часовой марки – в том числе и женских ювелирных часов. Высокие ювелирные украшения и ювелирные часы – это, пожалуй, единственный оставшийся сегмент рынка, где Swatch Group, крупнейшая часовая компания мира, не имела столь же прочных позиций, как во всех остальных: союз с Tiffany & Co. распался, попытки раскрутить собственный ювелирный бренд Leon Hatot пока к большому успеху не привели, эффектные женские ювелирные часы выпускает Breguet, но все же эта флагманская марка Swatch Group воспринимается в первую очередь как производитель сложных мужских часов.

Harry Winston был не просто нужен Swatch Group – группа могла себе позволить такой бренд. Уже к лету прошлого года Swatch Group скопила $1,2 млрд наличными – а за Harry Winston просили около $1 млрд. Рентабельность Harry Winston – 6,5%, у Swatch Group почти в 4 раза больше. Очевидно, что, войдя в швейцарскую семью, американская марка получит колоссальные возможности для роста: Хайек считает, что через четыре-пять лет годовая выручка Harry Winston может превысить $1,1 млрд, а чистая прибыль – $250 млн. Будет очень интересно посмотреть, как Swatch Group, доказавшая свою конкурентоспособность и креативность во всех секторах часового рынка, проявит себя в высшем сегменте рынка ювелирных украшений, где Harry Winston приходится конкурировать с Bulgary, Cartier, Chopard, Graff. (Эта глобальная сделка будет иметь и российские последствия – компания Mercury, ранее уже лишившаяся брендов Swatch Group, которыми она торговала, со временем наверняка потеряет и Harry Winston – одну из ключевых марок в своем портфолио.)

Но лично мне очень жаль, что проект Harry Winston Diamond Corp. не удалось реализовать его инициатору – Бобу Гэнникоту. Этот харизматичый геолог, четверть века искавший алмазы в Канаде, нашедший их и ставший мультимиллионером, разменяв пятый десяток, пустился в новую авантюру: купил Harry Winston. Гэнникот мечтал построить уникальную вертикально-интегрированную компанию: от добычи алмазов до продажи готовых ювелирных изделий. Все вокруг твердили ему, что это невозможно, что между горнорудной промышленностью и люксом нет ничего общего, но Гэнникот пытался добиться своего почти 10 лет: дважды менял руководство розничного бизнеса, почти разорился весной 2009 г., но все же сохранил компанию. И вот теперь Гэнникот продает Harry Winston (оставляя себе добычу) – почти в 10 раз дороже, чем купил ее в 2004 г. В первую очередь потому, что появилась возможность купить новые алмазные рудники. Гэнникот не сдался – он остается в бизнесе, но уже без гламурного блеска. А гламуром будут заниматься профессионалы этого дела.