Статья опубликована в № 3301 от 07.03.2013 под заголовком: Новый Китай: Начало больших изменений

Василий Кашин: Китай начинает реформы

Начало каждой сессии Всекитайского собрания народных представителей сопровождается публикацией проекта бюджета на год, в котором журналистов привлекает цифра военных расходов. В текущем году они увеличились на 10,7% и составили 720,2 млрд юаней ($114,5 млрд). Китайский военный бюджет – второй в мире после американского и растет (за исключением посткризисного 2010 г.) каждый раз на двузначную величину в процентах.

Но гораздо более показательной является величина расходов КНР на общественную безопасность. Они растут почти так же быстро, как военные (в 2013 г. – на 8,7%), а по абсолютной величине превосходят их, достигая 769,1 млрд юаней ($122,3 млрд). На обеспечение внутренней безопасности тратится больше, чем на все баллистические ракеты, подводные лодки, спутники и прочие военные игрушки, и это хороший индикатор остроты стоящих перед страной социальных проблем. Потенциал полицейских мер уже исчерпан, и для поддержания стабильности политической системы нужны серьезные шаги во внутренней и внешней политике, чтобы снизить общественное недовольство и направить его в безопасное русло.

Нынешняя сессия ВСНП завершает собой процесс передачи власти пятому поколению китайских руководителей во главе с Си Цзиньпином. Он будет первым китайским лидером, который в ходе плановой передачи власти занял сразу все высшие посты в стране – государственный (председатель КНР), партийный (генсек ЦК КПК) и военный (председатель Центрального военного совета КНР). Лидеры предыдущих поколений, Ху Цзиньтао и Цзян Цзэминь, которые долгое время вели аппаратную борьбу за кадровые назначения в будущем руководстве, по-видимому, нейтрализовали друг друга. И Цзян и Ху, приходя к власти в прошлом, были вынуждены тратить годы на утверждение своей власти, порой за счет репрессий против непокорных партийных кадров. Новый лидер, возможно, сможет обойтись без этого.

Уже сейчас известно, что новое руководство намерено осуществить ряд важных, сложных и давно назревших реформ. В частности, готовится отмена архаичного, несправедливого и давно вызывающего возмущение в обществе института прописки.

В настоящее время в Китае нет общенационального стандарта доступа к системе социального обеспечения, другим общественным благам. Этот доступ привязан к региону прописки и действующим там нормативам. Человеку, который 20 лет работает в Пекине, но имеет прописку в деревне в провинции Цзянси, будет крайне трудно отдать ребенка в пекинскую школу. Он не сможет устроиться на работу по целому ряду профессий и не будет иметь возможности претендовать на социальную поддержку. Всю жизнь он сможет претендовать на социальные выплаты только по стандартам своей малой родины. Институт прописки ставит многих китайских граждан, уехавших на работу в большие города, в положение таджикских мигрантов в Москве, вынужденных годами жить полулегально и в отрыве от семей. Очевидно, что отмена прописки, пусть даже поэтапная, приведет к радикальному повышению мобильности населения и серьезному увеличению государственных расходов на систему соцобеспечения.

Другим кардинальным нововведением должно стать планируемое упразднение министерства железных дорог КНР, последнего нереформированного социалистического ведомства, соединяющего в одном лице хозяйственную деятельность и госрегулирование. Могущественное министерство десятилетиями отбивало попытки реформаторов раздробить его. Бум строительства скоростных железных дорог в Китае сопровождался быстрым ростом корпоративной задолженности этой своеобразной структуры, превысившей планку в $300 млрд еще в начале 2012 г. В 2011 г. по обвинению в коррупции были арестованы ряд руководителей ведомства, включая министра Лю Чжицюня.

Министерство общественной безопасности помимо очередного повышения финансирования ждет и нового министра. Впервые это будет не партаппаратчик, а бывший топ-менеджер крупной компании, пусть и государственной. Го Шэнкунь в прошлом руководил крупнейшей китайской алюминиевой корпорацией Chalco (Aluminium Corporation of China Limited) и лишь в 2004 г. перешел на партийно-государственную должность в руководстве Гуанси-Чжуанского автономного района. Новый руководитель уже заявил, что намерен применить в полицейском ведомстве свой опыт оптимизации корпоративного управления. Можно предположить, что перед органами безопасности и правопорядка будут поставлены более амбициозные задачи по обеспечению контроля над экономикой.

Выдвижение Си Цзиньпина на высшие партийный и военные посты в ноябре прошлого года уже привело к заметным изменениям во внешней политике КНР. В январе Китай впервые направил боевые корабли и самолеты в спорный с Японией район островов Дяоюйдао (Сэнкаку). Ранее для демонстрации китайского присутствия в этом районе использовались только невооруженные корабли и самолеты гражданских ведомств. 19 и 30 января около островов произошли крайне опасные инциденты, когда китайский боевой корабль произвел захват своим радаром управления огнем японского вертолета и эсминца. Стилистика последующих выступлений китайских государственных СМИ позволяет предположить, что речь идет о полном изменении стратегии поведения КНР в спорных районах.

С окончательным утверждением в Пекине нового, уверенного в себе руководства можно ожидать, что решения по широкому кругу внешних и внутренних вопросов, откладывавшиеся долгое время, могут быть приняты в считанные месяцы. Китай еще не раз нас удивит.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать