От редакции: Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс позволяют судить дважды

Российские правоохранители получили возможность многократного уголовного преследования. Накануне Первомая Владимир Путин подписал поправки в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), дополняющие порядок возвращения уголовных дел прокурору и следователю «для устранения недостатков» и пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Теперь суд может вернуть дело прокурору, если в ходе судебного процесса выяснились «новые общественно опасные последствия, являющиеся основанием для предъявления обвинения в совершении более тяжкого преступления». Прокурор, в свою очередь, может на месяц вернуть дело следователю. С помощью новых обстоятельств и опасных последствий расширяются и возможности для отмены приговора из-за излишней мягкости в любой инстанции – от апелляционной до надзорной.

Отечественное законодательство не содержит четкого ограничения перечня «новых и вновь открывшихся обстоятельств». Статья 389 УПК говорит о «других новых обстоятельствах», которые могут трактоваться как угодно широко.

Новеллы в законодательстве означают, что одно и то же преступление может повторно и даже многократно переквалифицироваться, наказания ужесточаться, а сроки заключения – удлиняться. Антиправительственный лозунг можно сначала рассматривать как хулиганство, затем как экстремизм и даже как призывы к свержению конституционного строя. Единственное ограничение для следователей – срок давности по разным категориям (максимально – 15 лет по особо тяжким преступлениям).

Фактически в Россию может вернуться институт многолетнего серийного преследования подсудимых по обычным и «политическим» делам, который мало соотносится с нормами 50-й статьи Конституции, запрещающей повторное наказание за одно преступление. По мнению экспертов, поправки в УПК санкционируют произвол следствия, которое получает дополнительный шанс маскировать провалы своей работы выдвижением новых обвинений и шантажировать подозреваемого более тяжкими статьями УК и большими сроками. Они расширяют возможности политически или экономически мотивированного ухудшения приговора.