Кирилл Харатьян: Не добудем, зато доставим

«Я не исключаю, что месторождение [Штокмановское] будет осваиваться уже будущими поколениями». Андрей Круглов, заместитель председателя правления «Газпрома»

Совершенно недавно, буквально в декабре прошлого года, «Газпром» планировал провести конкурс и выбрать подрядчика для строительства завода сжиженного природного газа – под добычу со Штокмановского месторождения. Огромные инвестиции, $15–20 млрд. Теперь вот, спустя всего полгода, становится ясно, что разработка гигантских запасов – почти 4 трлн куб. м газа! – откладывается фактически навсегда. По-другому сложно понять множественное число в употребленном Андреем Кругловым словосочетании «будущие поколения».

Может, и неплохо это: «Газпрому» не придется нести гигантские расходы и мучиться с иностранными подрядчиками. Россия, как мы теперь знаем, внезапно оказалась в кольце врагов, а участие иностранцев в Штокмановском проекте было бы неизбежно – сам «Газпром» такие месторождения разрабатывать не научился пока. Ну, глядишь, следующие-то поколения приобретут необходимые навыки и разбурят гиганта без посторонней помощи. Только вопрос, найдутся ли в будущем клиенты.

Отложена-то разработка Штокмана по причине того, что рынка для газа с этого месторождения нет. Когда-то, в первые годы существования этого проекта, предполагалось, что он будет ориентироваться на поставку в США – но те сами удовлетворили собственный спрос сланцевым газом; потом говорилось, что Штокман станет базой для «Северного потока», – но нашлись другие источники.

Ближайшая газпромовская труба, которая будет нуждаться в заполнении, видимо, «Южный поток»; но абсурдно даже предполагать, что штокмановский газ будет рентабельно транспортировать в такую жаркую даль.

В числе аргументов против разработки Штокмана, наверное, есть и такой: на него совершенно нет денег. В ближайшие два года ожидается пик инвестиционной активности «Газпрома»: помимо упомянутого выше «Южного потока» это еще и восточная программа – проще говоря, труба в Китай. И то и другое – транспортные проекты, средство не для добычи газа, а для его перемещения. И в том и в другом случае есть некоторые сомнения в целесообразности транспортировки: четких договоренностей с потребителями пока не достигнуто.

Конечно, руководство «Газпрома» заверяет, что и «Южный поток», и особенно восточная программа почти уже реальность. Страшно подумать, что будет, если через полгода или даже год вдруг окажется (конечно, это очень маловероятно, но вдруг), что на эти транспортные мощности нет клиентов.

Хорошо хотя бы то, что подрядчики, которые будут получать пиковые инвестиции «Газпрома», – сплошь люди, т. е., пардон, компании многократно проверенные, в основе своей, если снять с них всякую юридическую шелуху, российские. То есть огромные деньги если и вылетят в трубу (еще раз: очень маловероятно), то это будет кого надо труба.