От редакции: Восстание машин откладывается

Заставить роботов делать опасную боевую работу вместо людей – гуманная цель. К ней уже движутся крупнейшие военные державы, и России не стоит отставать. Вчера министр обороны Сергей Шойгу признал, что российские роботизированные боевые аппараты пока уступают зарубежным по тактико-техническим характеристикам. Разработка боевых роботов предусмотрена программой вооружения на 2011–2020 гг., однако ее сроки постоянно срываются, а качество продукции снижается, виной чему технологическая отсталость предприятий, плохая организация работы по госконтрактам и недостаток квалифицированных кадров.

Между тем в прошлом году оборонный вице-премьер Дмитрий Рогозин говорил о необходимости создания искусственного интеллекта, который заменит пилотируемую военную технику, и призывал не бояться фантастических задач. В этом году Рогозин уже анонсировал создание роботов, которые будут заниматься эвакуацией раненых с места теракта, а также нейтрализацией террористов.

Военные тоже с воодушевлением восприняли новую тему: действительно, боевые роботы – это же будущее армии.

Рогозин печется об интересах оборонки, Шойгу – об интересах армии. Такого конфликта между армией и оборонкой, как при Анатолии Сердюкове, сейчас нет, и можно рассчитывать на плодотворность диалога. Но есть и риски – например, и Рогозин, и Шойгу создают структуры перспективных военных разработок, каждую из которых пресса упорно сравнивает с американским агентством DARPA.

Кроме всего прочего роботы – это новая «тема», которую можно продавать руководству страны за бюджетные деньги. И тут очень важно, платит ли бюджет за прекрасную утопию или за унылую, но необходимую повседневность. Пока что российская оборонка сильно отстает от лидеров в разработке беспилотных летательных аппаратов, наземных и подводных роботизированных аппаратов. В разных странах есть разное отставание, но от США мы отстаем еще и в развитии единой системы управления войсками, которая связывает между собой все тактические единицы.

Однако в этом смысле неповоротливость нашей оборонки может оказаться и благотворной в высоком смысле – по крайней мере, не мы создадим SkyNet и не мы будем отвечать за восстание машин.