Валентин Преображенский: Передел собственности и смена элит грозит самым лояльным

Возможно, скоро мы не узнаем список Forbes 200. Допрос владельца АФК «Система» Владимира Евтушенкова по делу о приватизации «Башнефти»; привлечение Генпрокуратурой финдиректора и членов правления «Роснано» как подозреваемых по делу о злоупотреблении полномочиями, растрате и присвоении средств, - первые ласточки масштабного передела собственности и смены существенной части элит в России.

Рецессия в экономике и снижение уровня жизни россиян становятся реальностью еще до наступления последствий экономических санкций. Это может привести к серьезному изменению дизайна политической системы. Прежде она основывалась на лояльности элит патрону в обмен на привилегии и перераспределение ренты. А население удовлетворялось ростом доходов.

Рецессия разрушает эти два столпа власти. Подкуп элит затрудняется недостатком денег, население будет недовольно снижением доходов. Лояльности элит, обеспеченной риском потерять привилегии в случае ухода патрона, будет уже недостаточно. Понадобится укрепление лояльности более серьезной сцепкой: угрозой при уходе патрона попасть на скамью подсудимых.

На первом этапе такого «укрепления элит» могут пострадать самые потенциально нелояльные игроки - бизнесмены, построившие свое дело не благодаря патрону. Плюс некоторые игроки из госсектора, помогавшие им защищать права собственности и развивавшие рыночную экономику.

В случае углубления рецессии после передела собственности первого этапа, эскалации репрессий и изоляции страны даже для лояльной части элиты смена патрона с потерей привилегий и части богатств может оказаться наименьшим злом. Власти придется позволить новым элитам вытеснить своих недавних друзей. На этом этапе могут пострадать бизнесмены, общественные деятели и госменеджеры, получившие состояние и влияние благодаря патрону, но не имеющие риска попадания на скамью подсудимых при его смене.

Новые элиты в этом сценарии будут забирать интересные им активы и позиции, доказывая нелояльность своей жертвы. Противостоять «новому рейдерству» смогут только те, кто докажет, что при уходе патрона им грозит потеря свободы. Передел собственности и влияния может коснуться даже тех, кто сейчас кажется нам весьма лояльными «столпами режима».