Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 3678 от 19.09.2014 под заголовком: От редакции: Искусство экономии

От редакции: В 2015 г. правительство сэкономит на медицине и образовании

Евгений Разумный / Ведомости

Правительство одобрило проект бюджета на 2015 г. Проект на 2016-2017 гг. пока можно не обсуждать - ситуация слишком быстро меняется. «Мы к макроэкономической стабильности за последние годы привыкли и перестали ее замечать и ценить, - заметил премьер Дмитрий Медведев. - А это хрупкая вещь». За последние месяцы российское политическое руководство сделало все, чтобы эту хрустальную вазу разбить. Но в бюджетной части Минфину пока удается склеивать осколки.

В 2014 г. проблем у федерального бюджета нет и не будет (спасибо отказу от пенсионных накоплений, дорогой нефти, девальвации рубля и минфиновской экономии). Фактический профицит за январь - август - 905,5 млрд руб.: доходы превысили расходы на 10,6%. Поступления в бюджет идут с небольшим опережением плана (за восемь месяцев - 66,3% годовых назначений), а расходы Минфин немного придерживает (61,1%). Профицит-2014 - результат скорее экономии, чем повышенных заработков.

Право экономить Минфин заслужил опережающим финансированием армии (за восемь месяцев - 69,4% годового лимита). Оборонные расходы по итогам года могут оказаться даже на 5-10% (125-250 млрд руб.) выше плана. Но и это не пробьет в бюджете брешь. Минфин ожидает, что по итогам года профицит уменьшится до 121,8 млрд руб., а недобор доходов достигнет 157 млрд руб. Но и в этом случае профицит может превысить эту отметку в 4-5 раз даже с учетом повышенных военных расходов. При одном условии: если финансовое ведомство сможет не превратить традиционно обильный для бюджетной системы декабрь в пиршество во время чумы.

Наибольшей экономии из крупных статей бюджета финансисты достигают на «национальной экономике» (49% лимита за восемь месяцев).

Это обеспечивает добрую четверть текущего профицита. Транспорт, дорожные фонды и «общеэкономические вопросы» имеют мало шансов допроситься причитающихся им денег. На поддержку экономики в бюджете-2014 отводилось почти 16% расходов, так что экономия изрядная.

Эта логика продолжена в бюджете-2015. «Больше денег в бюджете, чем там есть, быть не может», - внушает лоббистам замминистра финансов Алексей Лавров. По сравнению с нынешним годом доходы должны вырасти на 5,7%, а расходы - на 10,9%. Траты превысят поступления на 2,8%.

Нефть дешевеет, экономика близка к спаду, Россия в финансовой блокаде - а дефицит составит 0,6% ВВП, а не 10-12%. Может быть, излишне оптимистично? Да, базовые показатели в проекте (цена нефти, рост ВВП, доходов населения, инвестиций и т. д.) исходя из текущей реальности кажутся слишком радужными. Но если бы правительство относилось к этим цифрам всерьез, прогноз доходов бюджета был бы выше. Эти две погрешности имеют противоположный знак и скорее всего взаимопогашаются.

Если учесть начинающуюся трату фонда национального благосостояния на нужды подпавших под санкции компаний, картина менее благоприятная. Но хуже всего другое. Фаворитов у бюджета-2015 два: национальная оборона (+21,2% к 2014 г.) и экономика (+22,7%). Однако экономику, как мы видим, Минфин финансирует «условно». А вот социальные расходы снижаются, даже в номинальном выражении. Сильнее всего - финансирование здравоохранения (22,9%), СМИ (6,6%), образования (5,9%), физкультуры (3,9%) и культуры (2,2%). Финансировать СМИ и спорт вообще не дело государства. Прочие расходы передаются регионам. Но для них бюджет-2015 будет в разы тяжелее, чем для федерального центра.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать