Статья опубликована в № 3685 от 30.09.2014 под заголовком: Цитата недели

Галина Старинская: До Арктики как до Луны

«У России есть платформы для бурения на шельфе Арктики». Кирилл Молодцов, замминистра энергетики
С.Портер / Ведомости

Действующие санкции запрещают компаниям из Евросоюза и США предоставлять оборудование и технологии для работы в Арктике российским компаниям, а также оказывать им нефтесервисные услуги. «Роснефть» и ExxonMobil вынуждены прекратить бурение на скважине Университетская-1 в Карском море. Платформа West Alpha, которую используют компании, - норвежская. Она зафрахтована до 2016 г. с возможностью продления на год.

А если санкции будут действовать долго или станут жестче? В России есть платформы для бурения на шельфе Арктики, заверил вчера замминистра энергетики Кирилл Молодцов (цитата по ИТАР-ТАСС), их восемь. Например, платформа «Арктическая». Ее оператор - «Газфлот». Она на 90-95% построена в Архангельске, сейчас по контракту с «Лукойлом» работает на Балтийском море. «У нас есть в «Арктикморнефтегазразведке» буровое судно», - перечислял замминистра, еще есть «Северное сияние», «Полярная звезда», две ледостойкие платформы, которые были построены «Газфлотом» под проект Штокмана, сейчас они бурят в Охотском море.

Все эти платформы могли бы работать в Карском море, но условия там специфические и срок работ очень короток, сказал представитель Минэнерго. Карское море - продолжение Западно-Сибирской нефтегазовой провинции, обеспечивающей 60% текущей добычи нефти в стране, говорится на сайте «Роснефти». Глубина моря - 40-350 м, лед там 270-300 дней в году, толщина льда - 1,2-1,6 м, температура зимой до -46 ˚С.

Буровое судно «Валентин Шашин», принадлежащее «Арктикморнефтегазу», построено в 1981 г. Оно долгое время работало за границей, в 2011 г. удалось вернуть через суд. Самоподъемная буровая установка «Мурманская» моложе - 1990 года рождения; была еще платформа «Кольская», но она трагически затонула в 2011 г.

Долгое время российские нефтяники были мало заинтересованы в строительстве платформ на российских верфях. Если что-то и строилось, то очень медленно: около 16 лет ушло на платформу «Приразломная», в конце 2013 г. она начала добычу. По экспертным оценкам, отечественная судостроительная отрасль отстает от мировой на десятки лет.

Россия только приступает к геологоразведочным работам в Арктике. Добыча - а это более сложный технологический процесс, чем разведка, - может начаться через 5-7 лет. В 2013 г. президент «Роснефти» Игорь Сечин говорил, что для разведки на западноарктических шельфовых проектах минимальные потребности «Роснефти» - 15 платформ и 20 судов сейсморазведки. В случае коммерческого открытия на стадиях «обустройство» и «добыча» нужно еще 106 платформ различного типа и около 400 судов обеспечения и др. «И это только для проектов в Карском море», - говорил Сечин (цитата по «Интерфаксу»). Освоение Арктики он сравнивал с покорением космоса - видимо, до создания собственного флота для арктических проектов нам еще как до луны.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать