От редакции: Оккупай Гонконг

Протестные выступления в Гонконге начались после того, как Пекин отказал местным жителям в проведении прямых демократических выборов местных органов власти. В рамках соглашений, заключенных в 1997 г. при передаче Гонконга под китайскую юрисдикцию, на время переходного периода (до 2007 г.) прямые выборы парламента и главы администрации заменялись представительскими с целым рядом ограничений. Срок окончания переходного периода сдвигался сначала до 2012 г., а потом до 2017 г. В августе стало понятно, что и выборы 2017 г. будут проводиться из числа одобренных Пекином кандидатов. Именно после этого студенты вышли на улицы, а 27 сентября начались столкновения с полицией.

О том, насколько взрывоопасна ситуация в Гонконге, судить пока трудно. Для оценки ситуации важно представлять себе два главных фактора, баланс которых и определяет поведение Пекина.

Тема массовых протестов крайне болезненна для Пекина не только из-за ассоциаций с восстанием на площади Тяньаньмэнь. Пекин жестко подавляет сепаратистские выступления, опасаясь парада суверенитетов со стороны автономий, прежде всего Синьцзяна и Тибета. Впрочем, сравнение происходящего в Гонконге с Тяньаньмэнем неоправданно, говорит Александр Ломанов из Института Дальнего Востока. Слишком различны политические системы, а также психология жителей буржуазного Гонконга и материкового Китая.

С другой стороны, Гонконг - важный пример действенности модели «одна страна - две системы». По этой формуле, предложенной еще Дэн Сяопином, Китай смог присоединить Гонконг и Макао, эта модель предлагается на ведущихся не первый десяток лет переговорах с Тайванем. Пример процветающего и свободного Гонконга крайне важен для демонстрации политического либерализма Пекина и международному сообществу, и Тайваню. Си Цзиньпин встречался с представителями Тайваня 26 сентября, накануне перехода протестов в активную фазу. На встрече было, в частности, сказано, что «объединение страны - это историческая неизбежность».

После столкновений, произошедших в выходные, власти Китая не применяют силу, в то же время продолжая заявлять, что не пойдут ни на какие уступки протестующим.