Статья опубликована в № 3705 от 28.10.2014 под заголовком: Цитата недели

Мария Киселева: Всем бояться - Валерий Окулов нашел во "Внуково" «раздолбайство»

«Я только что оттуда. Такое раздолбайство, что слов нет». Валерий Окулов, замминистра транспорта
С.Портер / Ведомости

Окулов произнес эти слова, посетив аэропорт «Внуково», где на прошлой неделе разбился глава компании Total Кристоф де Маржери. Если катастрофа «Фалькона» не напугала авиапассажиров сама по себе, они должны испугаться, услышав слова высокопоставленного чиновника.

Как всегда в России после авиакатастроф, в публичное поле попадает одна из частных проблем гражданской авиации. Мы осознали, что по взлетному полю вместе с самолетами ездит масса другой техники и управляют ею не роботы, а живые водители, которым свойственно ошибаться.

В прошедшую пятницу в аэропорту «Кольцово» погрузчик въехал в стоявший на полосе самолет «Уральских авиалиний». Сразу после катастрофы «Фалькона» эксперты говорили: да, столкновений взлетающего или садящегося самолета с техникой не происходило с советских времен (в октябре 1984 г. Ту-154 потерпел катастрофу в Омске, столкнувшись с тремя машинами на ВПП). Но стоящие на полосе самолеты нередко задевает разная техника во всех аэропортах мира. Однако происшествие в «Кольцово» попало в новостные выпуски, водитель погрузчика был отстранен от работы, проверку по факту инцидента проводит не только специальная комиссия, но и прокуратура. Авиационные власти и правоохранительные органы уже переходили на «усиленный режим» после широко обсуждавшейся авиакатастрофы в Казани. Тогда авиакомпания «Татарстан» была лишена сертификата эксплуатанта, затем лицензии лишились еще несколько региональных авиакомпаний. Росавиация проверяла учебные центры: пилот погибшего «Боинга» проходил переподготовку из штурмана. Против руководителя как минимум одного такого центра возбудили уголовное дело. Депутаты даже предлагали перестать использовать в России самолеты старше 15 лет.

В других аэропортах тоже не все благополучно. Авиакомпания «Ямал» на прошлой неделе опубликовала данные по своим инцидентам с наземными службами аэропортов. Позже часть информации с сайта «Ямала» убрали, но не всю. На сайте компании осталось сообщение о том, как в начале августа в аэропорту «Рощино» (Тюмень) самолет, выполнявший рейс до Надыма, ушел на второй круг с высоты 30 м. Причина - несанкционированный выезд на полосу автомобиля сторонней организации. Росавиация расследует все авиационные происшествия и делает организационные выводы. Вероятно, если бы инцидент, подобный тому, о котором пишет «Ямал», произошел после крушения во «Внуково», они были бы еще более серьезными.

Получается, что каждая катастрофа вынуждает чиновников заниматься ровно той проблемой, из-за которой она произошла. От этой скачкообразной работы у пассажиров появляется вопрос: какие еще пробелы остаются в отрасли? Есть опасение, что ответ на этот вопрос сможет дать только следующая авиационная трагедия.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать