Наталья Ищенко: Ритейл поможет налоговой службе вывести неплательщиков на чистую воду

Год назад крупная российская розница радовалась: ей удалось наладить работу с государством, убедить чиновников, что ритейлеры сами могут договариваться с поставщиками без вмешательства бюрократии и что ужесточать закон о торговле нет необходимости. Даже снова начали обсуждать меры, которые облегчили бы проблемные моменты по налогам, например отнесение товарных потерь на себестоимость. «Разрешите мне списывать протухший помидор - почему за него должен платить покупатель?» - призывал на днях Илья Якубсон, президент «Дикси», одной из крупнейших сетей.

Но ситуация изменилась: государству нужны дополнительные источники доходов. Ритейл, который называл себя одной из самых белых отраслей в стране, в результате оказался одним из наиболее надежных источников средств. Это одна из крупнейших отраслей, ее объем примерно в 6 раз больше аграрного сектора, в 13 раз больше телекомрынка и втрое больше строительной индустрии в России (данные X5 Retail Group). При этом лидеры розницы в большинстве своем публичные компании.

На прошлой неделе Госдума приняла в окончательном чтении законопроект о местных сборах с торговых объектов. Через полгода его смогут ввести Москва и Санкт-Петербург - крупнейшие розничные рынки страны, а также Севастополь. Для розничных сетей это стало неожиданностью. Поправки в Налоговый кодекс с ними не обсуждали, писали их втайне, не учли, что для многих продавцов такие сборы станут барьером и породят коррупцию, перечисляла в письме к президенту Владимиру Путину Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), объединение крупнейших сетей страны. И просила президента наложить вето на эти поправки, если их одобрит Совет Федерации.

Ритейлеры расходятся с чиновниками даже в данных о суммах своих налоговых выплат. Если Путин на прошлой неделе заявлял, что в московский бюджет сети заплатили практически ноль, то сами ритейлеры насчитали около 25 млрд руб. выплат за прошлый год только от 15 компаний. Но сети признают: доля тех, кто недоплачивает налоги, в отрасли высока. По оценкам АКОРТ, в продовольственной рознице таких компаний около 20%, в торговле товарами легкой промышленности - около 80%, в бытовой технике и электронике - не менее 50%.

Налоговикам не удалось вывести такие компании из тени. Но теперь им готова помогать чуть ли не вся отрасль, чтобы избежать новых видов налогов для себя. Сети и налоговики создали рабочую группу, которая анализирует выплаты отдельных компаний и выявляет подозрительные отклонения от средней по отрасли налоговой нагрузки. Учитывая, что вся торговля за прошлый год выплатила более 300 млрд руб. налогов, как надеются сами ритейлеры, вывод серых игроков из тени даст как минимум треть от этой суммы.

Эти дополнительные 100 млрд руб. обеспечат не крупнейшие сети, а серый рынок. Но взамен легко просчитываемых поступлений от крупнейших белых игроков государству предлагают средства, поступление которых просчитать невозможно. Удастся ли сетям на этот раз убедить чиновников в своей правоте? Ответ на этот вопрос покажет, насколько действительно сильны лоббистские позиции крупнейшей розницы.