Александр Кынев: Реанимация советских практик

Госдума готовится принять законопроект, дающий право признавать иностранные и международные организации «нежелательными на территории» России, если их деятельность будет признана «угрожающей обороноспособности или безопасности государства». Сотрудничающие с ними граждане рискуют оказаться под административной, а затем и уголовной ответственностью. Предполагается, что решение будет принимать Генпрокуратура по оперативным материалам ФСБ и при согласии МИДа.

Этот странный и беспрецедентный для цивилизованных стран законопроект может оказаться символическим Рубиконом госполитики по отношению к независимым от власти общественникам.

Принятие в 2012 г. закона о признании независимых от власти НКО, получающих иностранную финансовую помощь, «выполняющими функции иностранных агентов» (на основании объявления их деятельности политической по крайне широким основаниям), было направлено в первую очередь на символическую публичную стигматизацию независимых общественников. Знак «иностранного агента» для НКО был элементом пропаганды, клеймом.

Теперь речь уже не об очередных «желтых звездах» на общественниках, публично объявляемых национал-предателями, а о фактическом введении уголовных и административных санкций для россиян, контактирующих с иностранными и международными организациями. Новый законопроект максимально приближает российское законодательство к советскому и легендарным статьям УК РСФСР 70 («Антисоветская агитация и пропаганда») и 190-1 («Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй»). Попадать в список запрещенных иностранные организации будут на основании решений уполномоченных органов, а не по решению суда, и никто не сможет быть уверен, что та или иная организация не окажется завтра в черном списке, а ее сотрудники и партнеры - уголовниками просто потому, что с ней взаимодействовали.

Законопроект явно призван дать сигнал россиянам, что им опасно контактировать с любой иностранной или международной организацией, а последним - о повышенном риске любой работы с Россией и россиянами. Очевидно, что подобный закон выступит как дополнительное пугало для тех, кто еще не свернул свои проекты в России или планирует их реализовать. Если в России начнут штрафовать и сажать просто за то, что некий правозащитник выступил на конференции какой-то запрещенной в России организации, это будет автоматически означать, что шансы на нормализацию отношений с данными странами будут стремиться к нулю, а стимулирование выезда из страны инакомыслящих и ее фактического закрытия существенно усилится.

Публичный запрет или возможность запрета деятельности в России конкретных международных и иностранных организаций будет громким публичным скандалом и будет воспринят общественным мнением в стране, которую представляет такая организация, как агрессивный и символически недружелюбный акт в ее отношении. А сами посадки россиян за контакты с такими организациями будут восприняты как акты фактической реанимации худших советских практик, переход хрупкой грани между авторитаризмом и диктатурой. Стоит напомнить, что именно в связи с ситуацией с правами человека в СССР принималась в 1974-м знаменитая торговая поправка Джексона - Вэника.

Все это происходит одновременно с явными публичными попытками на уровне риторики сбить накал конфронтации с западными странами, с заявлениями о намерении восстановить нормальные отношения, рассуждениями о необходимости улучшения инвестклимата. Получается, что или правая рука не знает, что делает левая, или те, кто в ура-патриотическом угаре пишет очередные прожекты, не отдают себе отчета об их последствиях.

В отношении России сегодня действует принцип, который так любили в агитации отечественные политтехнологи: «Верьте только делам». Можно сколько угодно делать словесные интервенции о планах восстановления отношений с Европой и надеждах на отмену санкций, но пока будут фактически продолжаться, а тем более активизироваться военные действия в Донбассе, пока нет прогресса в переговорном процессе, а внутри России принимаются репрессивные законы, дающие возможность запрета любых иностранных организаций и посадки правозащитников просто за контакты с ними, ожидать отмены санкций не приходится.