От редакции: Из каких международных организаций может уйти Россия

Российская делегация приостановила работу в Парламентской ассамблее Совета Европы. Лишение России голоса в ПАСЕ вряд ли полезно обеим сторонам. Реакция официальных лиц в Москве на этот инцидент показывает: элита вспоминает старые обиды на европейцев и готова (или делает вид, что готова) хлопнуть дверью. «ПАСЕ уже превратилась в маргинальную, радикализированную по принципам приверженности американской политике в Европе организацию, - заявил член Совета Федерации Игорь Морозов. - Здесь каждый старается в большей степени выйти на антироссийскую риторику, чтобы продемонстрировать свою преданность США».

Сколько дверей будет захлопнуто Россией или перед ней в ближайшие месяцы? Дорожит ли Россия вообще своей интеграцией в мировое сообщество или готова без сожаления покинуть глобальные и региональные структуры? Полной картины пока нет. До конца 2015 г. Москва решит, продолжать ли сотрудничество с Советом Европы (СЕ), сказал глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков. Есть о чем подумать: все равно 28 млн евро, потраченные Россией на ежегодный взнос в европейские структуры (СЕ, ПАСЕ, ЕСПЧ) индульгенцию на перекройку постсоветского пространства не дают. Дальше пойдет легче: выход из СЕ прекратит юрисдикцию Страсбургского суда на территории России, пояснил министр юстиции Александр Коновалов. У тысяч россиян, не нашедших справедливости в российских судах, не будет возможности судиться с Россией в Страсбурге. А в рамках импортозамещения можно создать Евроазиатский суд по правам человека, как предлагал екатеринбургский экс-губернатор Эдуард Россель.

Чтобы не слушать ежедневные упреки миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) на Украине, можно выйти и из состава ее участников. И заодно свернуть сотрудничество с Венецианской комиссией, следящей за соответствием национального законодательстве европейским стандартам и контролирующей выборы. Тут даже обоснования не потребуется - просто в рамках сокращения бессмысленных расходов. Венецианская комиссия дала негативный отзыв на закон об иностранных агентах. А в 2014 г. Россия по-дружески попросила ее проверить законность постановления Верховной рады о смене власти. И что?

Тяжелее будет даваться выход из финансовых и экономических структур - ВТО, МВФ, ВБ, ЕБРР. Прагматические соображения могут перевесить нежелание жить под диктовку дядюшки Сэма. Совсем невозможно вообразить себе выход из FIFA и UEFA - ведь тогда не будет зрелищ. Свято и место России в Совбезе ООН, ведь оно поддерживает статус страны как мировой державы и дает право вето на решения Совбеза.

Громкие обещания уйти из международных структур вызывают неприятные аналогии. Из Лиги наций в предвоенные годы вышли Япония, Германия (1933) и Италия (1937). СССР исключили из нее в декабре 1939 г., вскоре после перехода Красной армией границы с Финляндией. «Лига наций по милости ее нынешних режиссеров превратилась из кое-какого инструмента мира, каким она могла быть, в инструмент англо-французского блока по поддержке и разжиганию войны в Европе - это уже не Морозов, а из газеты «Правда» за 16.12.1939. - При такой бесславной эволюции становится вполне понятным решение об «исключении» СССР. Что же, тем хуже для Лиги наций и ее подорванного авторитета». В 2009 г. Организацию американских государств (ОАГ) покинул Гондурас - вскоре после захвата власти военными. Но Россия не Гондурас. Венесуэла при Чавесе много раз угрожала выходом из ОАГ, но так и не вышла.