Детали / Цифра недели
Статья опубликована в № 3802 от 01.04.2015 под заголовком: Цифра недели: $1 млрд

Дорогая сердцу South Stream Transport

Почему за оператора «Южного потока» «Газпром» заплатил бывшим партнерам $1 млрд

В понедельник «Газпром» сообщил, что после отказа от строительства «Южного потока» заплатил 56,1 млрд руб., или $1 млрд, компаниям Eni, Wintershall и EdF за принадлежащие им 50% в операторской компании South Stream Transport (SST). Вся компания, где «Газпром» владел остальными 50%, была оценена в 112,2 млрд руб., или в $2 млрд. Размер компенсаций при выходе был прописан в акционерном соглашении. У SST много активов – трубы и дорогая проектная документация, объяснил сумму выплат представитель «Газпрома». У SST закуплены и находятся на складах трубы для строительства первой нитки «Южного потока», которые «Газпром» собирается использовать для строительства «Турецкого потока». Стоимость этих труб – около 1 млрд евро, $1,4 млрд или 51 млрд руб. по среднему курсу за 2014 г.

Трубы – главный материальный актив SST, но исходя из их оценки доля европейских партнеров «Газпрома» должна была стоить $700 млн, и то если прежде они свою долю труб оплатили. Но, судя по всему, они этого не делали и большую часть обязательств взял на себя «Газпром». Так, в начале марта совет директоров концерна принял решение докапитализировать SST на 570 млн евро, $618 млн или 36 млрд руб. И, как утверждает человек, близкий к «Газпрому», эти деньги пошли на оплату старых обязательств SST перед трубниками и подрядчиками.

Правда, у SST есть и нематериальные активы. Их материальную ценность сейчас, в условиях санкций и жесткой позиции Европейской комиссии по отношению к «Газпрому» и его трубопроводным проектам, подсчитать достаточно сложно. Помимо проектной документации у компании есть все согласования и разрешения на строительство морского участка, в том числе со стороны Нидерландов, где зарегистрирована SST. Наконец, у нее есть контракт с итальянской Sapiem на укладку труб. Все это можно использовать при строительстве «Турецкого потока», так как почти две трети его пути пойдет старым маршрутом «Южного потока». Флот Sapiem, зарезервированный для строительства трубы, сейчас стоит в болгарском порту Бургас и ждет начала строительства «Турецкого потока». Однако сначала необходимо договориться с Турцией о строительстве последнего участка новой трубы, а Турция увязывает этот вопрос со скидкой на газ от «Газпрома». О ней стороны пока не могут окончательно договориться.

Значительные выплаты со стороны «Газпрома» европейским акционерам SST аналитики называют «политической сделкой». Россия приняла решение отказаться от «Южного потока» в одностороннем порядке, для европейских партнеров «Газпрома» это оказалось неожиданностью. Но российской компании было важно сохранить с ними хорошие отношения, чтобы попробовать привлечь их в «Турецкий поток», для чего необходимо идти на уступки. Новых условий поставок российского газа уже добились Eni, австрийская OMV, турецкая Botas. А в понедельник и вторник в Москве газовое сотрудничество обсуждалось с министром энергетики Греции Панайотисом Лафазанисом, который также попросил о скидке. Греция – наиболее важная страна после Турции для планов «Газпрома» по строительству «Турецкого потока».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать