Люди дистанцируются от государства

Это дает власти свободу в сокращении социальных расходов, но лимитирует «чрезвычайную» активность

В России постепенно слабеют патерналистские настроения и растет доля людей, стремящихся дистанцироваться от государства. По данным исследования Института социологии РАН «Российская повседневность в условиях кризиса: как живем и что чувствуем?» (опрос около 4000 человек), 56% россиян полагают, что не смогут выжить без поддержки государства. Те, кто считает, что может обеспечить себя самостоятельно, пока в меньшинстве (44%). Однако ситуация довольно быстро меняется. В 2009 г. доля материально зависимых от государства была существенно выше (61%), готовых к самостоятельности – значительно меньше (39%).

Существенные изменения произошли в отдельных возрастных группах. В 2009 г. лишь среди молодежи 18–30 лет уверенные в своих силах составляли незначительное большинство (53 против 47%). В остальных возрастных группах доля считающих себя зависимыми от государства была выше. Весной 2015 г. число респондентов, готовых самостоятельно обеспечивать себя и близких, выросло до 58% среди молодежи до 30 лет, у граждан в возрасте 31–40 лет – с 45 до 52%, у 41–50-летних – с 42 до 50%. Даже среди бюджетников с высшим образованием, а также силовиков и госслужащих, т. е. тех, чье благосостояние напрямую зависит от государства, большинство в 52–55% считают, что смогут прожить без его помощи. С 2009 по 2015 г. также выросла в среднем с 55 до 59% доля тех, кто считает личные интересы важнее общественных и государственных (среди молодежи таких 67%, среди людей среднего возраста – 63%). Неготовность ограничить свои потребности ради высших интересов демонстрируют и малообеспеченные слои населения (64%).

Это означает, что идеи «консервативной модернизации» или призывы «затянуть пояса» вряд ли поддержит большинство, особенно молодежь. В условиях, когда государство пытается переложить на население и бизнес ряд социальных и иных функций (здравоохранение, образование) и одновременно вмешаться в частную повседневную жизнь, все больше людей стремится максимально ограничить контакты с властью. Отчуждение людей дает властям известную свободу действий в привычной ситуации, но затрудняет взаимодействие в чрезвычайных обстоятельствах.