Статья опубликована в № 3845 от 04.06.2015 под заголовком: Стратегия: Свободный порт Владивосток

Статус свободного порта как перспектива и испытание

Бизнес-омбудсмен Борис Титов одобряет нестандартную идею развития Владивостока

Отсутствие движения в экономике приводит к стагнации, а потом и к деградации. Это четко видно на Дальнем Востоке, граничащем с бурно растущими странами АТР. Их отличает нестереотипичность мышления, изобретательность при принятии государственных решений. Примером такого нестандартного решения у нас может стать придание Владивостоку статуса свободного порта. Это решение может открыть для России совершенно новую экономическую практику.

Предложение Министерства развития Дальнего Востока сделать Владивосток свободным портом сулит региону большие экономические выгоды. Реализация инвестпроектов в зоне свободного порта, создание развитой инженерной, социальной и сервисной инфраструктуры может троекратно увеличить экономику Приморского края. В территорию свободного порта кроме Владивостока входят еще 13 муниципальных образований – фактически весь юг Приморского края. Для жителей Владивостока это возвращение к корням: город имел статус порто-франко с 1861 г. почти до революции, что и позволило ему стать одним из главных портов России.

Мощный импульс развития получит весь регион. За счет расширения рынков сбыта, прежде всего экспорта в страны АТР, удешевления доступа к источникам сырья и технологических компонентов, сокращения логистических издержек и привлечения инвестиций в технологическую модернизацию производств прирост ВРП субъектов ДФО до 2025 г. может составить 32–34%. При разработке законопроекта о свободном порте использовались лучшие практики создания свободных портов стран АТР, одновременно разрабатывались новые механизмы. Вокруг окончательного проекта закона сломано немало копий. Обсуждался, например, вариант создать новый Гонконг, выведя его из-под российской правовой юрисдикции. Механизмы таких отрезов территории свойственны странам третьего мира, но не являются цивилизованным способом развития. Такой подход на уровне законопроекта исключен.

Новая экономическая зона будет существовать не менее 70 лет. На территории порта можно будет применять процедуру свободной таможенной зоны, если это потребуется инвесторам. Досрочное прекращение экономической зоны потребует принятия специального закона по строго определенным основаниям – это дополнительная гарантия соблюдения прав и законных интересов инвесторов. Преимущества, открываемые инвесторам, имеют финансовый и налоговый характер. На мой взгляд, льготы будут приближены к сингапурской практике. Максимальную выгоду от налогового режима получат пищевая, рыбоперерабатывающая промышленность, производство машин и оборудования, лесопереработка и строительство. Власти Владивостока рассчитывают на локализацию в городе корейских медицинских центров, повышение доходности от туризма.

Не стоит думать, что новый статус Владивостока автоматически решит проблемы Приморья. Городу придется выдержать нешуточную конкуренцию с соседними китайскими и японскими портами, увеличить пропускную способность на границах с Китаем, построить новую логистику и инфраструктуру: нынешняя не соответствует заявленным амбициям. Остро ощущается нехватка рабочих кадров. Нужно тщательно соблюсти баланс в регулировании, чтобы экспорт сырья через свободный порт не стал доминантой: стимулировать создание перерабатывающих предприятий, выпуск наукоемких высокотехнологичных продуктов. Еще одним испытанием станет наша бюрократия: свободный порт – хорошая проверка качества госуправления. Даже для лучших российских законов проблемой становится правоприменительная практика. Помощь развитию свободного порта должен оказать наблюдательный совет, который свяжет воедино все уровни власти. Надеюсь, что в перспективе опыт свободного порта Владивосток будет масштабирован на всю Россию, а наша власть будет находить все больше неортодоксальных ходов в экономической политике.

Автор – уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей