Фабио Капелло как последний варяг

Практика приглашения иностранных менеджеров в Россию приостановлена

Судьба Фабио Капелло на посту главного тренера сборной России по футболу практически решена (см. статью на стр. 19). По данным СМИ, Российский футбольный союз ведет с итальянцем переговоры о снижении компенсации за разрыв контракта, об отставке будет объявлено в ближайшее время. Капелло сменит кто-то из российских тренеров. Уход итальянца подведет итог не только скандальному трудовому контракту, но и практике приглашения иностранных менеджеров в сборную России.

Капелло руководит сборной с 2012 г., он вывел ее на чемпионат мира в Бразилии, где Россия выступила провально. Однако контракт с тренером был перезаключен за полгода до этого и рассчитан до чемпионата мира 2018 г., который пройдет в России. Отборочный турнир к чемпионату Европы – 2016 также пока не задался, на днях Россия проиграла Австрии и находится на 3-й строчке в группе.

По контракту (публиковался «Новой газетой») зарплата Капелло составляет 7 млн евро в год, в случае расторжения РФС обязан выплатить неустойку в размере неполученной зарплаты (на данный момент около 21 млн евро). В прошлом году РФС 8 месяцев не платил Капелло из-за отсутствия средств, специально для погашения задолженности кредит РФС выдали структуры Алишера Усманова. Бывший уже президент РФС Николай Толстых и министр спорта Виталий Мутко не могли публично поделить ответственность за подписание контракта: под ним стоят подписи обоих, в 2012 г. Капелло приглашал лично Мутко. Сейчас Мутко намерен вернуться на пост президента РФС (он возглавлял союз в 2005–2009 гг.), совмещая две должности. «Я тебя породил, я тебя и убью» – неплохой предвыборный лозунг.

Политически и экономически все верно, впрочем. В ситуации противостояния с миром Россия делает ставку на свои силы, что, в свою очередь, уже повлияло на финансовые возможности найма иностранцев (девальвация, знаете ли). Глава президентского совета по спорту (сейчас это Владимир Путин) второй год требует ограничить практику привлечения легионеров. С другой стороны, на носу свой чемпионат мира – 2018, к которому хочется подойти с управляемой футбольной отраслью и сильной сборной. Мутко тут карты в руки, поскольку он к Путину вхож, и прекрасные результаты сочинской Олимпиады ставит себе в заслугу (плохие результаты Ванкувера-2010 и Лондона-2012 не ставил).

Всего три иностранца успели потренировать сборную России. В 2006 г. приход Гуса Хиддинка воспринимался с эйфорией: иностранный менеджер принесет эффективные практики и технологии, сможет наладить систему управления. Тогда это был мейнстрим. Даже Путин считал, что надо привлекать в страну «высококлассных менеджеров независимо от их национального происхождения и гражданства». Иностранцы приходили в крупные государственные компании. Сегодня очевидно, что простое приглашение менеджеров, порой носившее почти кумовской характер, системных изменений не принесло. Сегодня у нас курс на импортозамещение.

Хиддинк, к слову, добился максимального спортивного успеха – вывел сборную в полуфинал Евро-2008. Однако обещаний развивать детско-юношеский футбол сдержать не смог, а из сборной ушел после непопадания на ЧМ-2010. Затем был Дик Адвокат, ЧЕ-2012, невыход из группы и отставка. Капелло – последний.

Обещания наладить систему подготовки молодежи сопровождали любое новое назначение, и Виталий Мутко таких обещаний произнес не меньше (а то и больше) прочих. Однако, судя по результатам, никаких институциональных изменений не происходило. Приглашение знаменитого тренера каждый раз было статусной покупкой звезды, платили за это Роман Абрамович, «Газпром» или кто-то еще из близких к власти крупных спонсоров. И власти, и спонсорам, и болельщикам нужны были победы сборной здесь и сейчас. Когда они были – все радовались, когда их не стало – оказалось, что играть в России некому.

Что дальше? Мутко найдет спонсора, спонсор последний раз найдет деньги на компенсацию Капелло, и что? До чемпионата мира слишком мало времени, чтобы принять и кропотливо выполнять программу выращивания талантов. Впрочем, это стратегия – вещь в России непопулярная.