Мнения
Бесплатный
Алексей Никольский
Детали / Компания недели
Статья опубликована в № 3973 от 03.12.2015 под заголовком: Компания недели: Blue Origin

Blue Origin впервые посадила вертикально возвращаемую ступень ракеты

Коммерческое применение этой технологии сомнительно

Двадцать четвертого ноября впервые в истории космонавтики возвращаемая ступень космического комплекса New Shepard разработки компании Blue Origin успешно вертикально приземлилась. Владельцем Blue Origin является основатель Amazon Джефф Безос, который финансирует космические разработки с 2000 г.

Само по себе использование возвращаемых элементов космических носителей не является новостью. Отделяемые ракетные ускорители использовали еще американские шаттлы – ускорители спускались на парашютах и их подбирали в море. Возвращаемые (с помощью крыльев) ускорители «Байкал» проектировались и в России, в Центре им. Хруничева, для ракеты «Ангара», но этот проект давно закрыт. А над подобной New Shepard системой c вертикальной посадкой работает (пока неудачно) и компания SpaceX, основанная главной иконой частного космического бизнеса Илоном Маском. Правда, и задача у SpaceX посложнее – они стремятся посадить свою возвращаемую ступень на морскую платформу.

Комплекс New Shepard Безос предлагает использовать для космического туризма. Пока не очень ясна работоспособность системы аварийного спасения, хотя разработки ведутся и ее элементы испытаны. Нет системы спасения у другого амбициозного проекта частного космического туризма – космоплана SpaceShipOne американской компании Scaled Composite. «Я его на бочку с порохом посадил – пущай полетает», – говорит Иван Грозный о судьбе своего современника-изобретателя в комедии «Иван Васильевич меняет профессию». То же самое, по сути, предлагают изобретатели космических туристических кораблей своим потенциальным клиентам-миллионерам.

Неочевидна и экономическая выгода от использования носителей с возвращаемой ступенью для запуска спутников. Чтобы ступень успешно приземлилась, должны быть добавлены дополнительные элементы конструкции и запас топлива, что может снизить массу запускаемой полезной нагрузки, по некоторым оценкам, на 30%. Весьма дорогим у возвращаемых ступеней американских шаттлов было их межполетное техническое обслуживание; точно не известно, сколько это будет стоить в проектах Безоса и Маска. А раз корабль многоразовый – его серийность ниже, а стоимость выше. Поэтому одноразовые ракеты могут оказаться в итоге дешевле. Могут быть и иные факторы, влияющие на стоимость. Ожидалось, что ракета Falcon Маска будет дешевле российского «Протона». Однако случилась девальвация, и сейчас это неочевидно.

Тем не менее появление и развитие таких проектов справедливо радует энтузиастов космонавтики. Очень хорошо, что американские интернет-миллиардеры тратят свои деньги не только на благотворительность, но и на космос, поскольку государственные программы его освоения давно находятся в стагнации – а что может быть прекраснее, чем мечта о покорении космического пространства человеком! Нельзя исключать, что систему вертикальной посадки Маск разрабатывает на самом деле для полета на Марс, поскольку ее применение более оправданно на планетах с сильно разреженной атмосферой или вообще без атмосферы.