Мнения / Детали / Компания недели
Статья опубликована в № 3973 от 03.12.2015 под заголовком: Компания недели: Blue Origin

Blue Origin впервые посадила вертикально возвращаемую ступень ракеты

Коммерческое применение этой технологии сомнительно
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Двадцать четвертого ноября впервые в истории космонавтики возвращаемая ступень космического комплекса New Shepard разработки компании Blue Origin успешно вертикально приземлилась. Владельцем Blue Origin является основатель Amazon Джефф Безос, который финансирует космические разработки с 2000 г.

Само по себе использование возвращаемых элементов космических носителей не является новостью. Отделяемые ракетные ускорители использовали еще американские шаттлы – ускорители спускались на парашютах и их подбирали в море. Возвращаемые (с помощью крыльев) ускорители «Байкал» проектировались и в России, в Центре им. Хруничева, для ракеты «Ангара», но этот проект давно закрыт. А над подобной New Shepard системой c вертикальной посадкой работает (пока неудачно) и компания SpaceX, основанная главной иконой частного космического бизнеса Илоном Маском. Правда, и задача у SpaceX посложнее – они стремятся посадить свою возвращаемую ступень на морскую платформу.

Комплекс New Shepard Безос предлагает использовать для космического туризма. Пока не очень ясна работоспособность системы аварийного спасения, хотя разработки ведутся и ее элементы испытаны. Нет системы спасения у другого амбициозного проекта частного космического туризма – космоплана SpaceShipOne американской компании Scaled Composite. «Я его на бочку с порохом посадил – пущай полетает», – говорит Иван Грозный о судьбе своего современника-изобретателя в комедии «Иван Васильевич меняет профессию». То же самое, по сути, предлагают изобретатели космических туристических кораблей своим потенциальным клиентам-миллионерам.

Неочевидна и экономическая выгода от использования носителей с возвращаемой ступенью для запуска спутников. Чтобы ступень успешно приземлилась, должны быть добавлены дополнительные элементы конструкции и запас топлива, что может снизить массу запускаемой полезной нагрузки, по некоторым оценкам, на 30%. Весьма дорогим у возвращаемых ступеней американских шаттлов было их межполетное техническое обслуживание; точно не известно, сколько это будет стоить в проектах Безоса и Маска. А раз корабль многоразовый – его серийность ниже, а стоимость выше. Поэтому одноразовые ракеты могут оказаться в итоге дешевле. Могут быть и иные факторы, влияющие на стоимость. Ожидалось, что ракета Falcon Маска будет дешевле российского «Протона». Однако случилась девальвация, и сейчас это неочевидно.

Тем не менее появление и развитие таких проектов справедливо радует энтузиастов космонавтики. Очень хорошо, что американские интернет-миллиардеры тратят свои деньги не только на благотворительность, но и на космос, поскольку государственные программы его освоения давно находятся в стагнации – а что может быть прекраснее, чем мечта о покорении космического пространства человеком! Нельзя исключать, что систему вертикальной посадки Маск разрабатывает на самом деле для полета на Марс, поскольку ее применение более оправданно на планетах с сильно разреженной атмосферой или вообще без атмосферы.

Читать ещё
Preloader more