Детали / Компания недели
Статья опубликована в № 4101 от 23.06.2016 под заголовком: Компания недели: TNS

Как в России создают госзрителя

Считать аудиторию телеканалов с 2017 года будет полностью подконтрольная чиновникам структура

Последние 20 лет зрителей в России считает исследовательская компания TNS. Счетчики этой компании (она входит в британский холдинг WPP) стоят в 5400 квартирах в разных городах страны. Они автоматически фиксируют, что смотрят зрители, телеканалы с оглядкой на их показания снимают с эфира непопулярный сериал и ставят новый, рекламодатели используют эти данные для контактов со зрителями. Казалось бы, при чем тут политика?

Но некоторым большим чиновникам не нравится, что ТВ как главное оружие госпропаганды настолько зависит от иностранцев. Они не верят, что счетчики TNS могут быть беспристрастными и не сработают, если надо, на условный госдеп. Так же они не верили, что журналы о моде мало влияют на отношение народа к властям: контроль иностранцев над российскими СМИ, в том числе телеканалами о кроликах и кактусах, был ограничен безжалостно.

Патриотическая паранойя требовала, чтобы медийное поле было полностью зачищено от иностранцев. TNS – следующее звено после СМИ. К тому же жертва оказалась довольно удобной. С одной стороны, рейтинги TNS – общепризнанная валюта телерынка, с другой – за 20 лет у каналов накопились претензии к подсчетам компании. Было не важно, плохой или хороший из TNS измеритель, чиновники умело использовали «претензии индустрии». Последние полгода некие посредники от имени неизвестных нам чиновников говорили TNS, что компания должна перейти под контроль проверенных людей. Британцам эта идея не нравилась совершенно, и переговоры были безрезультатными.

Но теперь TNS отступать некуда. В начале июня депутат Андрей Луговой внес в Госдуму проект об ограничении иностранцев в телеизмерениях, 22 июня его поправки были полностью приняты. Депутаты даже заручились согласием индустрии – представители всех крупнейших телехолдингов официально заявили, что идея Лугового полезна и актуальна. Рекламодателей и агентства, предупредивших, что стремительная национализация измерителя обернется падением доходов каналов, никто слушать не стал. Депутаты заявили, что работают в интересах не бизнеса, а народа, их уже много раз пугали миллиардными потерями, а в итоге все компании всегда выживают.

Вероятнее всего, TNS в конце концов найдет себе партнера в виде одной из госструктур, к примеру ВЦИОМа, и продолжит считать зрителей. Фактически ничего не поменяется, говорит часть игроков рынка. Кто-то даже рассчитывает, что новый старый измеритель по требованию государства начнет измерять, как смотрят ТВ жители не только городов (сейчас панель TNS распространяется на города с населением более 100 000 человек), но и всей страны. Впрочем, кто будет оплачивать расширение панели – не обсуждается.

Другое дело, что теперь подсчет зрителей будет полностью подконтролен государству. Новый измеритель согласно поправкам Лугового должен получить полномочия на измерения от Роскомнадзора. Эта же служба дальше будет следить, правильно ли считаются зрители, и в любой момент может лишить компанию тех самых полномочий. Так что не исключено, что, допустим, в 2017 г. какое-нибудь АО «Госзритель» наконец расскажет нам, как правильно смотреть телевизор.