Статья опубликована в № 4108 от 04.07.2016 под заголовком: Новейшая история: Уроки июня

Уроки июня 1996 года

Политик Леонид Волков об опыте проигранных выборов Владимира Путина
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Ровно 20 лет тому назад, в июне 1996 г., молодой вице-мэр Петербурга Владимир Путин получил болезненный урок.

Президент Борис Ельцин, непопулярный и больной, начал предвыборную кампанию в крайне неблагоприятных условиях. Но он опирался на поддержку олигархического бизнеса, заинтересованного в сохранении политического статус-кво, и на контролируемый этим бизнесом медиаресурс. Комбинация этих факторов позволила Ельцину сделать внушительный камбэк – выиграть в первом туре президентских выборов 16 июня (35% против 32% у основного конкурента – лидера КПРФ Геннадия Зюганова) и существенно увеличить отрыв ко второму туру 3 июля (54% против 40%). Ельцин, рейтинг которого четырьмя месяцами ранее оценивался в 3–4%, остался президентом на второй срок.

Путин к этому времени был уже не совсем молодым вице-мэром, он был безработным молодым экс-вице-мэром. Его патрон, Анатолий Собчак, месяцем ранее проиграл губернаторские выборы (название должности градоначальника на тех выборах менялось) в родном городе крепкому хозяйственнику Владимиру Яковлеву. Эти выборы также проходили в два тура: в первом, 19 мая, Собчак победил, набрав 29% против 22% у Яковлева, но во втором, 2 июня, проиграл (46% против 47%, отрыв составил лишь 28 000 голосов).

Собчак был популярным политиком, никогда не терявшим в отличие от Ельцина поддержки своего ядерного электората, однако даже в суперлиберальном Петербурге середины 90-х, на фоне усталости от не слишком успешных рыночных реформ, ему было сложно противостоять напору нового-старого поколения российских политиков, оседлавших эту самую усталость и обещавших «меньше политики».

Путин был начальником избирательного штаба Собчака, это поражение было в очень значительной степени его поражением, оно сделало его безработным и поставило под угрозу все его политическое будущее. Такие тяжелые удары способствуют глубокой рефлексии, и Путин не мог не сделать понятный вывод: неограниченный телевизор и неограниченные деньги способны разрешить любой политический кризис.

Ведь в чем заключалось отличие двух электоральных историй того лета 20-летней давности? Выборы Собчак – Яковлев были конкурентными в том смысле, что оба кандидата обладали сравнимым финансовым ресурсом и доступом к СМИ. Выборы Ельцин – Зюганов разительно отличались от них: на стороне действующего президента в отличие от действующего губернатора был весь финансовый и медийный ресурс. Кампания «Голосуй или проиграешь» была в первую очередь беспримерной медиакампанией, и она дала свой результат. Олигархи доказали всей стране (и Путину в том числе): если заливать выборы деньгами и агитацией, можно привести к победе самого безнадежного кандидата.

С этим знанием Путин, став президентом (и еще раз на личном примере убедившись в том, что сочетание денег и телевизора работает безотказно), и приступил к построению современной российской политической системы. Разгром НТВ, отжим ОРТ и первое дело ЮКОСа – три основных «успеха» внутренней политики нового президента в течение его первого срока – были первыми и не случайными звеньями пресловутой цепи. Отныне большому телевизору и большим деньгам в России можно было работать только на власть – или умереть.

Автор – член центрального совета Партии прогресса

Выбор редактора
Читать ещё
Preloader more